МОСКВА, 6 июл – РИА Новости. Перевод всех такси и части автомобилей на автоматическое управление позволит не только оптимизировать потоки машин на дорогах и снизить число пробок, но и примерно в 10 раз сократит объемы выхлопов углекислоты в атмосферу, заявляют экологи в статье, опубликованной в журнале Nature Climate Change.
"Редко так бывает, что самый дешевый вариант перестройки транспортной инфраструктуры оказывается к тому же и самым экологичным. Когда мы начали оценивать энергоэффективность автономных автомобилей, мы обнаружили, что их использование в качестве базы для системы общественного транспорта давало максимальное снижение в расходе топлива на километр пути", — рассказывает Джеффри Гринблатт (Jeffery Greenblatt) из Национальной лаборатории Лоуренса в Беркли (США).
Как отмечают ученые, системы общественного и личного транспорта являются одним из крупнейших источников антропогенных парниковых газов. По текущим оценкам, автомобили, автобусы и мотоциклетный транспорт потребляют около 62% бензина, производимого на Земле, и выбрасывают около 13% от общего объема СО2 и прочих порождаемых цивилизацией веществ, вызывающих рост температур.
Гринблатт и его коллега Самвег Саксена (Samweg Saxena) оценили, как переход на популярные сегодня среди урбанистов и топ-менеджеров компании Google роботакси и робомашины, которые считаются сегодня одним из способов избавления от пробок и снижения расходов на транспорт, может повлиять на экологию крупных городов Соединенных Штатов и других государств планеты.
Как показали их расчеты, у систем роботизированных такси есть три ключевых экологических преимущества над обычными таксопарками и личными автомобилями. В частности, в их роли могут легко выступать электромобили, благодаря автоматизации циклов подзарядки и движения, а источником тока могут быть солнечные батареи, ветряки и прочие "зеленые" виды энергии.
Кроме того, их размеры можно подбирать под число пассажиров, тем самым уменьшая расход топлива или тока на транспортировку. Вдобавок к этому, большое количество роботакси, объединенных в киберсеть, позволит распределить эксплуатационные издержки и снизить время их простоя.
Благодаря всему этому типичное роботакси 2030 года будет вырабатывать примерно на 63% меньше парниковых газов, чем личный гибридный автомобиль будущего, и почти в 10 раз меньше СО2, чем современные бензиновые машины. Поэтому развитие подобных компаний и сетей "распределенного такси", как считают ученые, поможет заметно снизить уровень выбросов парниковых газов и замедлить глобальное потепление.