Астрономы застали за "обедом" галактику-каннибала в созвездии Девы - РИА Новости, 25.06.2015

Астрономы застали за "обедом" галактику-каннибала в созвездии Девы

© Фото : Chris Mihos (Case Western Reserve University)/ESOГалактика М87 и ее обширные окраины. Избыток "золота" в правой части гало является последним следом "съеденной" спутницы М87
Галактика М87 и ее обширные окраины. Избыток золота в правой части гало является последним следом съеденной спутницы М87
Наблюдения за окрестностями гигантской эллиптической галактики М87 показали, что она в недавнем прошлом столкнулась с другим скоплением звезд, останки которого галактика "доедает" до сих пор.

МОСКВА, 25 июн – РИА Новости. Наблюдения за окрестностями гигантской эллиптической галактики М87 показали, что она в недавнем прошлом столкнулась с другим скоплением звезд, останки которого галактика "доедает" до сих пор, заявляют астрономы в статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics Letters.

"Большая часть окраин М87 сейчас выглядит в два раза ярче, чем они должны были выглядеть в том случае, если бы эта галактика не поглотила свою соседку. Этот факт показывает, что даже самые большие и яркие структуры во Вселенной до сих пор продолжают расти – галактики не так мертвы, как мы считали!", — заявила Алессия Лонгобарди (Alessia Longobardi) из Института внеземной физики в Гархинге (Германия).

Сверхгигантская эллиптическая галактика М87 расположена в созвездии Девы и удалена от нас на расстояние в 54 миллиона лет. Сверхмассивная черная дыра в ее центре с массой 6,6 миллиарда солнечных масс до недавнего времени считалась самой тяжелым объектом такого рода, пока ее рекорд не побили "тяжеловесы" в галактиках NGC 3842 и NGC 4889 с массами в 9,7 и 27 миллиардов масс Солнца.

Лонгобарди и ее коллеги раскрыли акт космического "каннибализма", наблюдая не за звездами в центре самой галактики, а за планетарными туманностями – светящимися облаками газа, окружающими пожилые светила – на окраинах М87.

Все подобные объекты, из-за физических процессов внутри самой звезды, будут излучать свет на определенных длинах волн, благодаря чему их можно легко отличить от нормальных светил и вычислить скорость и направление движения, опираясь на сдвиги в спектре их свечения.

Как показали замеры этих скоростей при помощи телескопа VLT, окраины М87 таят в себе следы масштабного "космического ДТП", которое состоялось достаточно недавно, в последний миллиард лет. Во время этого события относительно небольшая галактика, чья масса в 6,5 миллиарда раз превышала солнечную, пролетела через М87 и разрушилась.

Часть ее звезд и планетарных туманностей была выброшена в межгалактическую среду, а и ее останки – плотный комок звезд и газа протяженностью в 163 тысячи световых лет в окрестностях центра М87, сейчас находятся в процессе поглощения космическим "каннибалом".

"Нас очень обрадовало то, что мы смогли найти звезды, которые были разбросаны на сотни тысяч световых лет в галактическом гало, окраинах галактики, и понять по их скоростям движения, что они были когда то частью единого целого. "Зеленые" планетарные туманности стали своеобразными иголками в стоге "золотого" сена звезд, которые помогли нам найти намеки на то, что случилось со всеми светилами", — заключает Магда Арнабольди (Magda Arnaboldi), коллега Лонгобарди.