Планетологи обнаружили метан внутри метеоритов с Марса - РИА Новости, 16.06.2015

Планетологи обнаружили метан внутри метеоритов с Марса

© NASA/JPL-Caltech/SAM-GSFC/Univ. of MichiganВозможные пути попадания метана в атмосферу Марса
Возможные пути попадания метана в атмосферу Марса
Международный коллектив геологов нашел в толще сразу нескольких марсианских метеоритов большое количество молекул метана, чье присутствие является серьезным аргументом в пользу того, что в почве Марса были все условия для поддержания жизни.

МОСКВА, 16 июн – РИА Новости. Международный коллектив геологов нашел в толще сразу нескольких марсианских метеоритов большое количество молекул метана, чье присутствие является серьезным аргументом в пользу того, что в почве Марса были все условия для поддержания жизни, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Впервые о наличии метана на Марсе, и потенциальной возможности следов жизни в его почве, ученые заговорили в 2004 году, когда следы этого газа были найдены в атмосфере красной планете зондом "Марс-Экспресс". Первая возможность проверить это открытие "на месте" появилась лишь в конце 2012 года, после посадки на Марс марсохода Curiosity.

В декабре 2014 года научная команда Curiosity заявила о об открытии всплесков метана в припочвенных слоях воздуха Марса, которые нельзя было списать на неточность инструментов. Это заявление вызвало массу критики со стороны других планетологов, которые посчитали метан побочным продуктом работы самого марсохода.

Найджел Блейми (Nigel Blamey) из университета Абердина (Шотландия) и несколько других планетологов и геологов нашли подтверждение заявлениям ученых из НАСА в довольно неожиданном месте – во фрагментах метеоритов, отколовшихся от Марса в далеком прошлом и упавших на Землю относительно недавно, в прошлом или нынешнем столетии.

Блейми и его коллег интересовало то, что содержится внутри микроскопических капель жидкости и газа в толще марсианских метеоритов, которые попали туда еще до "вылета" с Марса или непосредственно во время него.

Для оценки химического состава этих включений ученые использовали достаточно простую и оригинальную методику – они последовательно размалывали небольшие кусочки метеорита в специальной "высокоскоростной" дробилке при комнатной температуре и давлении, и пропускали выделяющийся пар через масс-спектрометр. Это позволило им очень точно оценить химический состав марсианских "подземных" газов и жидкости в то время, когда сформировались эти метеориты.

Как оказалось, все образцы марсианских "небесных камней", кроме метеоритов из Арктики и Канады, содержали в себе метан, водород и ряд других газов, в том числе азот и углекислоту. Доля метана, как отмечают ученые, была заметно выше, чем показывали атмосферные замеры с "Марс-Экспресс". Это говорит о том, что в почве Марса есть свои собственные источники метана, которые оставались или остаются относительно изолированными от атмосферы.

Судя по соотношению долей СО2 и метана в метеоритных газах, эти источники, скорее всего, не связаны с жизнедеятельностью гипотетических марсианских микробов. Как полагают Блейми и его коллеги, метан образуется в коре Марса в результате взаимодействия воды или водных паров с горячими горными породами вроде оливина или пироксена.

Тем не менее, присутствие метана в почвах Марса говорит о том, что в у подземной жизни на красной планете был бы, по крайней мере, один источник энергии и пищи в виде этих органических молекул, а также водорода, который тоже должен был образоваться в результате взаимодействия воды и горных пород.

Все это, как считают Блейми и его коллеги, является серьезным аргументом в пользу существования подобных микробов на Марсе даже сегодня или хотя бы следов их жизни в прошлом.