Биотехнологи научились создавать нано-"трансформеры" из нитей ДНК - РИА Новости, 27.03.2015

Биотехнологи научились создавать нано-"трансформеры" из нитей ДНК

© Фото : H. Dietz/UMДНК-"трансформер" в представлении художника
ДНК-трансформер в представлении художника
Это позволяет собирать из них сложных, крайне подвижных и многофункциональных нано-роботов, способных самособираться после прибытия к месту работы в виде "супа" из ДНК-частиц, а затем разбираться на части, когда в них нет необходимости.

МОСКВА, 26 мар — РИА Новости. Международный коллектив ученых создал методику, которая позволяет создавать нано-машины из коротких молекул ДНК, способных самостоятельно пересобираться и менять свою структуру, что позволит инженерам собирать сложных и многофункциональных роботов из уже готовых деталей, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Сегодня в большинстве опытов с наномашинами на базе ДНК используется особый класс методов их сборки, которые в научном сообществе известны под собирательным названием "ДНК-оригами". В этой методике основой для любых деталей биомашин служит длинная одинарная цепочка ДНК, которая сплетается в нужный трехмерный предмет при помощи коротких "шпилек" из нескольких нуклеотидов — кирпичиков ДНК.

Как отмечает Хендрик Дитц (Hendrik Dietz) из Технического университета Мюнхена (Германия), подобные наноконструкции весьма ограничены в своем применении и их форму и функцию можно задать лишь один раз при первоначальной сборке.

Проблема, по его словам, заключается в самой технологии сборки — для соединения деталей "оригами" и сплетения одиночной цепочки ДНК используются прочные химические связи между самими нуклеотидами, которые крайне сложно разорвать. Дитц и его коллеги нашли решение этой проблеме, используя те же принципы, которые живые клетки используют при сборке и работе сложных белковых молекул и при транспортировке нуклеотидов к месту сборки цепочек ДНК.

Они начали использовать в качестве базовых элементов не нуклеотиды или "шпильки" из них, а готовые блоки, своеобразные "кубики лего" из молекул ДНК. Подобные блоки могут соединяться с другими "кубиками" при определенных условиях и формировать произвольные трехмерные структуры, а затем распадаться на части при изменении температуры, химического состава среды или других параметров.

Как и в случае с настоящими "кубиками лего", эти строительные блоки можно запрограммировать так, что их можно будет собрать только определенным образом. Это позволяет собирать из них сложных, крайне подвижных и многофункциональных нано-роботов, способных самособираться после прибытия к месту работы в виде "супа" из ДНК-частиц, а затем разбираться на части, когда в них нет необходимости.

Для демонстрации работоспособности этой технологии Дитц и его коллеги собрали несколько "трансформеров", способных работать в качестве двигателей, рук-манипуляторов и других инструментов. Их работой можно управлять, меняя концентрацию ионов в растворе, что заставляет их или включаться, или выключаться. В свою очередь, повышение температуры заставляет таких "трансформеров" менять форму и пересобираться, одновременно служа источником энергий для таких преобразований.

Однако главным плюсом этой технологии является ее простота для инженеров — подобных роботов можно собирать, по словам Дитца, прямо на компьютере, используя специальный язык программирования, подобный машинному языку процессора. Как надеются ученые, эта гибкость и удобство помогут вывести технологию ДНК-роботов на практический уровень.