Археологи нашли таинственный гроб рядом с останками Ричарда III - РИА Новости, 04.03.2015

Археологи нашли таинственный гроб рядом с останками Ричарда III

© Фото : University of LeicesterОстанки пожилой знатной женщины, найденной рядом с местом упокоения Ричарда III
Останки пожилой знатной женщины, найденной рядом с местом упокоения Ричарда III
Это первый каменный гроб, который был найден на территории Лейчестера, заявил Мэт Моррис из университета Лейчестера. Он отметил, что находка даст новую возможность заглянуть в жизнь средневековых горожан Лейчестера.

МОСКВА, 4 мар – РИА Новости. Археологи обнаружили под той же муниципальной автостоянкой в Лейчестере, где были найдены останки короля-горбуна Ричарда III, таинственный каменный гроб, в котором покоились останки женщины, сообщает пресс-служба университета Лейчестера.

"Это первый каменный гроб, который был найден на территории Лейчестера и извлечен из почвы при помощи археологических методик. Это делает его уникальной находкой, которая даст нам новую возможность заглянуть в жизнь средневековых горожан Лейчестера", — заявил Мэт Моррис (Mat Morris) из университета Лейчестера (Великобритания).

Моррис и другой археолог университета, Ричард Бакли (Richard Buckley), развернули в начале текущего десятилетия масштабные поиски останков короля-горбуна на территории Лейчестера, в окрестностях которого он предположительно скончался после поражения на Босвортском поле в 1485 году. В августе 2012 года эти поиски завершились успехом — Бакли и помогавшие ему любители истории из Общества Ричарда III нашли останки короля на территории одной из муниципальных парковок города.

Генетическая экспертиза, проведенная в феврале 2013 года при содействии живущих ныне родственников короля, окончательно доказала, что кости, найденные на автостоянке, действительно принадлежали воспетому Шекспиром монарху. После этого ученые развернули еще более масштабные раскопки на территории Лейчестера, пытаясь найти другие следы эпохи последнего Плантагенета.

В августе 2013 года эти поиски завершились успешно – археологам удалось найти десять могил, в том числе и гигантскую каменную усыпальницу, внутри которой был спрятан еще один гроб, уже из свинца. На протяжении последующих полутора лет Моррис и его коллеги осторожно изучали этот гроб и пытались понять, кому принадлежат останки внутри него.

Как показал радиоуглеродный анализ, знатная пожилая женщина из этого гроба не была современницей Ричарда — она умерла как минимум не раньше 1250 года и не позже 1400 года. Исследователи предполагают, что она была одной из первых покровительниц Лейчестерского монастыря причетников, который был построен в середине 13 века.

Судя по монастырским хроникам, эти останки могут принадлежать местной дворянке по имени "Эмма, женатой на Джоне из Холта". Проверка этой гипотезы, как признают сами археологи, скорее всего никогда не будет осуществлена, так как потомки этой дворянской линии или вымерли, или забыли о своем происхождении.

Вместе с ней ученые обнаружили останки еще трех женщин в солидном для Средневековья возрасте – от 40 до 50 лет. Хотя они тоже не были современницами короля-горбуна, одна из них была чем-то похожа на Ричарда – она страдала от врожденного смещения бедренной кости, что должно было заставить ее опираться на трость при ходьбе.

Две другие женщины, по всей видимости, не принадлежали к числу знати, так как искривления костей их рук и ног говорят о постоянных физических нагрузках и крайне тяжелом труде. Тем не менее все они питались большим количеством рыбы и мяса и не страдали от голода, что говорит о большом материальном достатке. Как предполагают сами археологи, подобное сочетание богатства и труда говорит о том, что эти женщины принадлежали к числу первых представителей "среднего класса" Англии – торговцам и ремесленникам.

Однако самым интересным открытием стало то, что за долгие месяцы раскопок Моррису и его коллегам так и не удалось найти ни одного скелета на территории монастыря, который принадлежал бы мужчине. Это еще раз свидетельствует о том, что захоронение Ричарда в этом приходе было крайне необычным явлением для того периода времени.

Буквально через три недели, 22 марта, останки короля-горбуна перевезут из университета, где их изучали археологи, на место постоянного захоронения в Лейчестерском соборе.