slide

Палеонтологи нашли останки древнейшей "белки" и "крота" в Китае

/
Два скелета относительно небольших млекопитающих массой в 18-20 граммов, с хорошо сохранившимися зубами, конечностями и фрагментами черепа, заставили ученых по-новому взглянуть на историю эволюции наших первых предков и то, как выглядела теплокровная фауна мезозоя.

МОСКВА, 12 фев – РИА Новости. Палеонтологи нашли на северо-востоке Китая останки двух древних млекопитающих, одно из которых обладало пушистым хвостом и жило на ветках деревьев, а второе — обитало в вырытых им самим норах, что делает их древнейшими "белкой" и "кротом", говорится в двух статьях, опубликованных в журнале Science.

"С каждой новой окаменелостью нам становится все больше понятно, что самые ранние млекопитающие были столь же разнообразны по своей диете, способу передвижения и прочим чертам, как и их современные потомки. Похоже, что основания сегодняшнего успеха млекопитающих были заложены в самом начале их эволюционного пути", — заявил Чже-си Ло (Zhe-Xi Luo) из университета Чикаго (США).

Ло и его коллеги обнаружили останки этих двух одновременно обыденных для нас и необычных существ, изучая отложения осадочных пород, залегающие в северо-восточной части провинции Хэбэй. В этой местности залегают породы формации Тяоцзишань, сформировавшиеся в середине и в конце Юрского периода, 165-153 миллиона лет назад.

Здесь авторам статей удалось найти два скелета относительно небольших млекопитающих массой в 18-20 граммов, с хорошо сохранившимися зубами, конечностями и фрагментами черепа, которые заставили их по-новому взглянуть на историю эволюции наших первых предков и то, как выглядела теплокровная фауна мезозоя.

Первое из них, получившее имя Docofossor brachydactylus ("копающий короткопалец" на смеси латыни и древнегреческого), жило у подножий деревьев в лесах древнего Китая примерно 160 миллионов лет назад. По устройству тела существо очень напоминает обычных кротов и слепышей — его мощные,  широкие передние лапы с сильными и короткими пальцами были явно приспособлены для рытья почвы. Как считают ученые, "короткопалец" является древнейшим примером млекопитающего, которое ведет подземный образ жизни.

Вторая находка ученых, Agilodocodon scansorius ("ловкий ползун"), обитала не под землей, а на ветвях деревьев и других растений Юрского периода. Как поясняет Дэвид Гроссникл (David Grossnickle) из университета Чикаго, "размеры костей конечностей и пальцев агилодокодона соответствуют тем, которыми обладают современные древесные млекопитающие, и устройство его резцов говорит о том, что это животное питалось соком растений".

По словам палеонтологов, открытие древнейшего "крота" и "белки" вбивает очередной гвоздь в гроб некогда популярной теории о том, что млекопитающие Юрского и Мелового периодов были представлены скрытными, ночными насекомоядными животными, напоминавшими по своей анатомии и образу жизни крыс и других грызунов.

"Мы хорошо знаем, что для современных млекопитающих характерно крайне широкое разнообразие видов, но у нас не было никаких сведений о том, смогли ли ранние млекопитающие достичь того же. Эти окаменелости демонстрируют нам, что первые млекопитающие действительно занимали самые разные экологические ниши. Похоже, что динозавры не настолько сильно доминировали в мезозое, как мы считали ранее", — заключает Ло.