slide

Ученые выяснили, почему тяжело избавиться от "афганского синдрома"

Нейроны в головном мозге человека
Грегори Куирк и несколько коллег по университету Пуэрто-Рико в Сан-Хуане считают что посттравматические расстройства психики крайне сложно излечить и забыть по той причине, что мозг содержит в себе несколько цепочек нейронов, которые поддерживают память о неприятных событиях.

МОСКВА, 19 янв — РИА Новости. "Афганский синдром" и прочие посттравматические расстройства психики крайне сложно излечить и забыть по той причине, что мозг содержит в себе несколько цепочек нейронов, которые поддерживают память о неприятных событиях, заявляют нейрофизиологи в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Хотя нам кажется, что память является чем-то непрерывным и вечным, те цепочки нейронов, которые хранят в себе воспоминания, на самом деле постепенно меняются по мере течения времени. Открытие новых цепочек, в которых хранится старая память, может радикально изменить наши представления о том, что собой представляет посттравматический синдром и как он может развиваться через месяцы или даже года после того, как человек испытывает что-то неприятное и страшное", — заявил Грегори Куирк (Gregory Quirk) из университета Пуэрто-Рико в Сан-Хуане.

Куирк и несколько коллег по университету проводили эксперименты на крысах, в ходе которых они пытались "удалить" неприятные воспоминания у грызунов, которые несколько дней прожили в клетке, где пол периодически бил их импульсами тока, сопровождая "экзекуцию" звуковым сигналом. Через некоторое время у крыс развился полноценный "афганский синдром" и они начали нервно реагировать на все звуки, которые исходили из динамиков.

Ученые попытались излечить их от этого психологического расстройства, заблокировав при помощи лекарства работу нейронов в префронтальной коре мозга, которая управляет формированием воспоминаний, в том числе и страха. Мешая работе нервных клеток, группа Куирка надеялась помешать формированию воспоминаний о связи между шоком и звуковым сигналом и тем самым подавить "афганский синдром".

Во время этих опытов раскрылась удивительная вещь. Когда ученые пытались стереть память практически сразу после сессий электрошока, им практически всегда удавалось это сделать, но этого не происходило, если они пытались вылечить крыс через несколько дней. В таких случаях "терапия" только усугубляла посттравматический синдром.

Для раскрытия природы этой нейрофизиологической загадки Куирк и его коллеги проследили за работой всей цепочки нейронов, участвующих в процессе передачи памяти о страхе, используя крыс, чей геном был модифицирован таким образом, что их нервными клетками можно управлять при помощи лазера. Блокируя работу разных нейронов в коре и в глубинных слоях мозга, ученые обнаружили, что формированием и поддержанием "афганского синдрома" управляет не один, а сразу два участка нервной системы.

Примерно через неделю, как показывают эксперименты, воспоминания о пережитом шоке переходят из ведения коры в так называемый таламус — особый глубинный отдел мозга, который отвечает за перераспределение информации и консолидацию памяти. Когда ученые заблокировали работу части нейронов этом уголке мозга, острота приступов "афганского синдрома" у грызунов постепенно пошла на спад.

Существует и альтернативное объяснение тому, почему люди с посттравматическим стрессовым синдромом редко избавляются от него и находят себе место в жизни. В сентябре 2012 года другая группа ученых выяснила, что алкоголь — один из самых популярных "антидепрессантов" среди ветеранов — мешает работе тех цепочек мозга, которые участвуют в перезаписи неприятных воспоминаний и тем самым помогают нам забыть о плохих эпизодах в жизни.

• Психологическая, психотерапевтическая работа с ветеранами локальных конфликтов в цивилизованных странах организуется, а в России - нет.
    19.01.2015
  • Инсулиноподобный фактор роста нервов (ИФРН-1) -от синдрома.
    20.01.2015