Биологи превратили обычные клетки в стволовые с помощью кислоты

Зародыш, сгенерированный из STAP-клеток
Японские и американские биологи разработали оригинальный способ получения стволовых клеток, который позволяет "перепрограммировать" взрослые клетки в стволовые без вмешательства в их устройство и работу генов, и опубликовали ее в журнале Nature.

ТОКИО, 29 янв — РИА Новости, Екатерина Плясункова. Японские и американские биологи разработали оригинальный способ получения стволовых клеток, который позволяет "перепрограммировать" взрослые клетки в стволовые без вмешательства в их устройство и работу генов, и опубликовали ее в журнале Nature.

Лабораторные исследования, архивное фото
Японские ученые разработали новый метод выращивания стволовых клеток
Группы Харуко Обоката из Гарвардского университета (США) и Терухико Вакаяма из Института RIKEN в Кобе (Япония) выяснили, что белые клетки крови, взятые у новорожденной мыши, постепенно превращаются в стволовые клетки в тех случаях, когда их помещают в среду с высокой кислотностью. Данному феномену они присвоили имя STAP, что расшифровывается как "приобретение плюрипотентности под воздействием раздражителей".

Как подчеркивают ученые, эти стволовые клетки являются полноценными во всех смыслах этого слова. Так, они умеют превращаться в отдельные ткани организма, а также способны "встраиваться" в уже существующий эмбрион. Подобная способность, так называемая химеризация, считалась исключительным свойством эмбриональных и "перепрограммированных" стволовых клеток.

По словам биологов, главным недостатком этих клеток является их низкая способность к самостоятельному делению в течение длительного времени. Тем не менее, если поместить их в питательную среду для "перепрограммированных" стволовых клеток, их культура начнет расти и превратится в аналог эмбриональных клеток.

Лимфоциты выделяют маркер плюрипотентности Oct4, справа STAP-клетки

Другим удивительным свойством этих клеток стало то, что они умеют превращаться не только в ткани зародыша, но и в клетки плаценты. Это крайне редко происходит в случае с другими типами стволовых клеток, что говорит о крайне широком потенциале STAP-клеток.

Ученые успешно провели аналогичные эксперименты с нейронами мозга, клетками мускулов и других тканей, взятых у мыши, возраст которой составлял одну неделю. Как полагают ученые, дальнейшие эксперименты с STAP помогут понять, насколько такие клетки пригодны для терапевтических целей, и прояснить их положение на "лестнице" развития организма.

Читайте также: откуда у берегов Чукотки взялась гигантская ледяная волна, как рак-богомол использует свои уникальные глаза, почему прохладная погода помогает сбросить вес и многое другое — в свежем выпуске рубрики "Научный понедельник" на ria.ru.