МОСКВА, 2 окт — РИА Новости. Зрительный контакт не всегда помогает переубедить собеседника, особенно скептически настроенного, а иногда и вовсе приводит к недопониманию и даже конфликтам, утверждают ученые, статья которых опубликована в журнале Psychological Science.
Взгляд глаза в глаза давно считается эффективным способом воздействия на собеседника, однако есть и противоречащее мнение: ранее ученые доказали, что люди не любят в разговоре менять свою точку зрения, даже если она неправильная. Фрэнсис Чен (Frances Chen) из Фрайбургского университета (Германия) и ее коллеги из США и Канады решили проверить, может ли на самом деле зрительный контакт повлиять на ход беседы.
В первой части их исследования 20 студентов (13 из них девушки) заполнили специальную анкету: оценили по семибалльной шкале степень своего согласия с приведенными утверждениями об эвтаназии, атомной энергетике, университетском обучении, квотах при найме женщин на работу и федеральных референдумах. Затем они смотрели один из скачанных из интернета видеороликов, в котором герой высказывал свою позицию на эти темы, и говорили о реакции на его слова. Технологии отслеживания взгляда позволили ученым определить: чем дольше студенты смотрели прямо в глаза выступающего, тем меньше верили ему — "подпали" под влияние визуального контакта только испытуемые, чье мнение соответствовало мнению спикера.
Во втором эксперименте участвовали 42 студента (29 из них юноши), которые уже знали о цели ученых и при просмотре заранее снятых роликов следовали их указаниям: одни должны были смотреть на губы выступающего, другие — в глаза. Выводы подтвердились: тех студентов, которые смотрели в глаза, убедить было сложнее, чем "смотревших в рот".
Ученые по результатам исследования утверждают, что зрительный контакт работает, когда у собеседников доверительные отношения — в других случаях пристальный взгляд глаза в глаза может показаться собеседнику попыткой запугать его, поэтому заставить его изменить мнение будет уже невозможно.