Ребенок учится распознавать речь еще в утробе матери, выяснили ученые - РИА Новости, 27.08.2013

Ребенок учится распознавать речь еще в утробе матери, выяснили ученые

© Фото : Veikko Somerpuro, University of HelsinkiУ младенца снимают показатели активности нейронов, выясняя, как обучение в утробе матери повлияло на его мозг
Результаты исследования подтвердили формирование нейронных связей в мозгу у младенцев в ответ на псевдослова, которые они слышали в утробе матери.

МОСКВА, 26 авг — РИА Новости. Звуки речи, которые ребенок слышит еще до рождения в утробе матери, "подготавливают почву" для последующего обучения языку, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Известно, что способность воспринимать звуковую информацию появляется у зародыша на 27-й неделе развития. Еще до рождения он привыкает к звуковому окружению: родному языку, знакомым мелодиям или отрывкам сказок и материнскому голосу. Этому процессу соответствует формирование связей между нейронами, которые можно обнаружить затем у младенцев по изменению электрической активности мозга в ответ на разные звуковые стимулы.

Минна Хуотилайнен (Minna Huotilainen) из университета Хельсинки (Финляндия) и ее коллеги поставили эксперимент, в котором проигрывали матерям на 29-й неделе беременности псевдослово "татата". Иногда ученые заменяли средний слог на "то" или меняли высоту этого слога.

Через несколько дней после рождения ученые проигрывали детям те же самые псевдослова с такими же и новыми вариациями — изменениями интенсивности или длительности гласной в среднем слоге. При этом ученые регистрировали активность нейронов их мозга. То же самое они делали с контрольной группой детей, которые до рождения не слышали никаких специальных псевдослов, а только окружавшую их живую речь.

Результаты исследования подтвердили формирование нейронных связей в мозгу у младенцев в ответ на псевдослова, которые они слышали в утробе матери. Лучше всего младенцы "узнавали" псевдослова с вариациями в высоте звука, поскольку они нехарактерны для родного им финского языка. Также они лучше, чем контрольная группа, распознавали изменения интенсивности и длительности гласных, что свидетельствует об обобщении полученных навыков.

Ученые делают вывод, что восприятие речи в утробе матери может подготовить нервную систему младенца к усвоению речи и языка после рождения, а шум, напротив, может негативно сказаться на развитии нервной системы ребенка.

Читайте также: как астронавт НАСА увидел рядом с МКС "НЛО", когда ученые найдут гены долголетия, почему наши ноги до сих пор обладают древолазными чертами, и многое другое в свежем выпуске еженедельной рубрики "Научный понедельник" на ria.ru.