"Песня" звезды помогла ученым вычислить притяжение у ее поверхности - РИА Новости, 21.08.2013

"Песня" звезды помогла ученым вычислить притяжение у ее поверхности

© Фото : Paul Beck (KU Leuven, Belgium)Гелиевое ядро красных гигантов вращается в 10 раз быстрее, чем его внешние оболочки
Группа астрофизиков из США разработала методику, позволяющую относительно легко вычислить этот показатель, изучив данные, полученные при помощи инструментов телескопа "Кеплер".

МОСКВА, 21 авг — РИА Новости. Микроколебания в яркости далеких светил, преобразованные в звуки "песни" звезды, помогли ученым вычислить силу их притяжения у поверхности, улучшив точность предсказаний в 2-3 раза, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Сила притяжения у поверхности звезды зависит от многих факторов — размеров и массы светила, плотности, а также процессов, протекающих в его недрах. Точное значение g для далекой звезды позволит вычислить ее температуру, химический состав и многие другие важные параметры светила, необходимые для оценки условий на планетах, вращающихся вокруг него.

“Песня” трех разных звезд - карлика, субгиганта и красного гиганта, созданная на основе данных телескопа "Кеплер"
21 августа 2013, 21:04

Группа астрофизиков под руководством Фабьенны Бастьен (Fabienne Bastien) из университета Вандербильдта в Нэшвилле (США) разработала методику, позволяющую относительно легко вычислить этот показатель, изучив данные, полученные при помощи инструментов телескопа "Кеплер".

Ключевой идеей здесь выступает взаимосвязь между тремя факторами — колебаниями в яркости светила, силой притяжения и характерной "зернистостью" его поверхности. Как объясняют ученые, поверхность звезды в большинстве случаев не однородна, а состоит из так называемых гранул, чьи размеры и время жизни зависят от силы притяжения.

Телескоп Кеплер пощупал пульс у тысячи далеких звездТелескоп Кеплер пощупал пульс у тысячи далеких звездТелескоп Кеплер пощупал пульс у тысячи далеких звезд
Телескоп "Кеплер" "пощупал" пульс у тысячи далеких звезд

В свою очередь, появление и исчезновение этих гранул отражается на видимой яркости светила, что позволяет определить силу притяжения звезды по колебаниям в силе ее света. Несмотря на видимую простоту методики, ее реализация затрудняется несовершенством телескопов, из-за чего возникает огромный разброс в значениях.

Бастьен и ее коллеги решили эту проблему, преобразовав снимки с "Кеплера" в особые акустические колебания, "песню" звезды в их терминологии. Она позволяет вычислить силу гравитации в 2-3 раза точнее, чем другие методы, и при этом требует всего 8-9 часов наблюдений за светилом. Как отмечают ученые, разработанная ими методика поможет искать планеты, похожие на Землю по всем своим характеристикам, когда в 2017 году будет запущен наследник "Кеплера" — телескоп TESS.