МОСКВА, 20 авг — РИА Новости. Маленькие дети не понимают идей, лежащих в основе конкурентной борьбы; представление о том, что поведение человека отражает стратегию, с помощью которой он достигает определенных целей, появляется у них в возрасте 4-5 лет, говорится в статье, опубликованной в Journal of Experimental Child Psychology.
"У детей младшего возраста, видимо, нет понимания, что целенаправленные действия людей отражают их представления о том, как лучше достичь своих целей", — пояснил один из авторов статьи Йоханнес Ресслер (Johannes Roessler) из Уорикского университета в Ковентри (Великобритания).
Ресслер и его коллеги провели эксперимент с участием 71 ребенка в возрасте 3-5 лет. Сначала они предлагали детям представить себе такую ситуацию: мальчик кладет шоколад в ящик буфета и уходит, затем кто-то приходит и перекладывает шоколад в шкафчик. Исследователи просили детей ответить, куда направится мальчик, вернувшийся за шоколадом. Дети младше четырех лет утверждали, что он пойдет прямо к шкафчику, ведь там лежит шоколад. Дети старше четырех полагали, что мальчик будет искать шоколад там, где он его оставил. Таким образом, младшие дети не понимали, что мальчик действует в соответствии со своими представлениями.
Затем дети играли в игру, в которой у каждого из них была вертикальная туба. Они бросали игральную кость и заполняли тубу шариками в соответствии с выпавшим числом. Выигрывал тот, кто заканчивал быстрее. Дети могли брать шарики из банки в центре или у других детей — эта стратегия более выгодная, так как позволяет одновременно получить шарики и нанести ущерб сопернику.
Ученые обнаружили, что дети 4-5 лет чаще забирали чужие шарики. Напротив, дети до четырех лет предпочитали брать шарики из общей банки, и даже если другие дети все же отнимали у них шарики, редко отвечали им тем же. Малыши не понимают, что другие игроки — их конкуренты, которые действуют в соответствии со своими целями и представлениями о том, как их лучше достичь, считают ученые.