slide

Самая яркая за 14 лет новая звезда вспыхнула на небе

Новая звезда в созвездии Дельфина на фотографии, сделанной ее первооткрывателем, японским астрономом Коичи Итагаки
Звезда шестой звездной величины появилась в созвездии Дельфина. Сейчас при ясной погоде ее можно увидеть невооруженным глазом везде, за исключением больших городов.

Трехмерная модель распределения оксида углерода в галактике Серебряный доллар. Цвета соответствуют количеству газа: наименьшее – красный цвет, наибольшее – фиолетовый
Молодые звезды не дают расти галактикам, выяснили ученые
МОСКВА, 17 авг — РИА Новости. На небе в созвездии Дельфина появилась самая яркая с 1999 года новая звезда — так астрономы называют случаи, когда происходит резкое усиление яркости звезд, иногда в десятки тысяч раз.

По информации Центрального бюро астрономических телеграмм, первым новую обнаружил японский астроном Коичи Итагаки (Koichi Itagaki). В ходе наблюдений 14 августа он увидел в созвездии Дельфина (соседствующем с созвездиями Лебедя и Водолея) ранее незамеченную звезду шестой звездной величины. На прежних снимках этой же области Итагаки не нашел никаких объектов (по крайней мере ярче 13-й звездной величины).

Новая звезда в созвездии Дельфина до и после вспышки

Позже появление новой подтвердили астрономы из Белоруссии, России (сеть телескопов "Мастер" МГУ), других стран. Яркость новой звезды продолжает расти — к настоящему моменту она достигла звездной величины 4,3. Это самая яркая новая в нашей Галактике с мая 1999 года, когда в созвездии Парусов вспыхнула новая звезда, яркость которой достигла 3,1.

"Сейчас ее можно увидеть невооруженным глазом везде, где есть погода, за исключением больших городов. По блеску, она уже перекрыла быструю новую 2002 года (V4743 Sgr), но вряд ли она станет ярче новой 1999 года, вспыхнувшей на южном небе, в созвездии Парусов. В любом случае это редкое явление, так что спешите наблюдать", — сказал РИА Новости астроном Леонид Еленин, сотрудник Института прикладной математики имени Келдыша.

Ученый отметил, что, по данным звездного каталога обсерватории ВМС США, на этом месте находилась голубая звезда звездной величины 17,5, ее индекс в каталоге — USNO-B1.0 1107-0509795. "О ней не было ничего известно, обычная, достаточно тусклая звезда. Теперь мы понимаем, что это двойная система с белым карликом. Судя по спектру, второй компонент может быть сверхгигантом спектрального класса F2", — добавил Еленин.

Телескоп VLT снял два контрастных газовых облака, окружающих молодые звезды в галактике Большое Магелланово облако
Астрономы увидели, как молодые звезды "сдувают" породивший их газ
Вспышки новых связаны с взрывными процессами в двойных звездных системах, один из компонентов которых — белый карлик ("выгоревшая" звезда, где уже не идет термоядерная реакция, светящаяся за счет остаточного тепла), а второй — звезда, которая чуть легче и холоднее Солнца.

Более массивный белый карлик "высасывает" из компаньона водород, и в какой-то момент в его водородной оболочке зажигается термоядерная реакция — происходит термоядерной взрыв этой оболочки, и яркость звезды возрастает в десятки тысяч раз. Спустя дни, а иногда и годы, яркость звезды падает, однако существуют и повторные новые, где термоядерные "самоподрывы" могут происходить по нескольку раз.

Читайте также: почему насекомые становятся гомосексуалистами, когда появится "капсульный" поезд, что будет, когда жара "захватит" до 85% суши и многое другое в свежем выпуске еженедельной рубрики "Научный понедельник" на ria.ru >>

• А может родился новый пророк - надо поспрашивать знакомых волхвов.
    17.08.2013
  • "любимая, Я поведу тебя на край вселенной! Я подарю тебе эту звезду!" ?
    17.08.2013
  • А может родился новый пророк - надо поспрашивать знакомых волхвов.