Российские ученые создали средство для защиты почек от инфекций - РИА Новости, 30.07.2013

Российские ученые создали средство для защиты почек от инфекций

© Дмитрий ЗоровВоздействие антиоксиданта SkQR1 на почку, пораженную пиелонефритом
Воздействие антиоксиданта SkQR1 на почку, пораженную пиелонефритом
Ученые уже подали заявку в фонд "Сколково" на грант для проведения клинических испытаний нового средства. При наилучшем сценарии через три-пять лет это лекарство может появиться в аптеках, заявил руководитель проекта.

МОСКВА, 29 июл — РИА Новости. Вещество-антиоксидант из класса "ионов Скулачева" способно эффективно защитить почки от последствий тяжелых бактериальных инфекций — инфекционного пиелонефрита, доказали российские ученые в ходе экспериментов, результаты которых опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Митохондриальные антиоксиданты ("ионы Скулачева" (SkQ)) созданы в НИИ физико-химической биологии имени Белозерского МГУ под руководством академика Владимира Скулачева. Они способны накапливаться в митохондриях — "энергетических фабриках" клеток, которые наиболее страдают от активных соединений кислорода (свободных радикалов).

Теперь группа под руководством Дмитрия Зорова из НИИ Белозерского в экспериментах на крысах показала, что один из типов "ионов Скулачева" — SkQR1 — способен облегчать течение инфекционного пиелонефрита.

"Это работает так: бактерии, вызывающие пиелонефрит, активируют лейкоциты — белые клетки крови. Это нормальный иммунный ответ, но он может "перехлестнуть" и привести к поражению почек. В лейкоцитах возникает повышенное производство активных форм кислорода, и эти формы сами же начинают убивать клетки почечного эпителия", — сказал Зоров в интервью РИА Новости.

Вещество SkQR1 снижало оксидантный стресс и препятствовало развитию воспалительных процессов. "Мы опосредованно влияем на имунный ответ, не давая ему перехлестнуться. Грубо говоря, это средство против воспаления", — сказал Зоров.

Лекарства для глаз на основе "ионов Скулачева" поступили в продажу
Он отметил, что ранее он и его коллеги доказали эффективность SkQR1 при ишемии почек, а также при "синдроме сдавливания" или "краш-синдроме" — тяжелом поражении почек, которое развивается при длительном придавливании конечностей (например, у людей под завалами). Кроме того, отметил ученый, SkQR1 обладает высокой эффективностью при инсультах — оно снижает зону поражения мозга и улучшает восстановление функций.

По словам Зорова, ученые уже подали заявку в фонд "Сколково" на грант для проведения клинических испытаний нового средства. "При наилучшем сценарии через три-пять лет это лекарство может появиться в аптеках", — сказал он.