Медики: инсульт можно лечить при помощи "заготовок" астроцитов - РИА Новости, 23.07.2013

Медики: инсульт можно лечить при помощи "заготовок" астроцитов

© Dr. Peng JiangКультура астроцитов-“домохозяек”, выращенная авторами статьи
Культура астроцитов-“домохозяек”, выращенная авторами статьи
Ученые проверили потенциал клеток соединительной ткани мозга в деле лечения расстройств нервной системы.

МОСКВА, 23 июл — РИА Новости. Последствия инсульта можно минимизировать при помощи культур "заготовок" астроцитов, клеток соединительной ткани в мозге человека, которые будут ликвидировать повреждения в структуре сосудов и защищать клетки мозга, заявляют медики в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

"Астроциты считаются клетками-"домработницами" из-за того, что они поддерживают работу нейронов. На самом деле они гораздо сложнее, чем мы привыкли считать. Они критически важны для нормальной работы мозга, защищая нервные клетки от повреждений и смерти. Их мембрана не столь нежна, как у нейронов, и ими гораздо проще управлять. Мы проверили их потенциал в деле лечения расстройств нервной системы", — заявил Вэньбинь Ден (Wenbin Deng) из университета штата Калифорния в Дэвисе (США).

Врач. Архив
Ученые придумали опросник для определения симптомов инсульта
Ден и его коллеги экспериментировали с эмбриональными стволовыми клетками, пытаясь приспособить их для лечения последствий инсультов и других видов повреждений мозга. Как правило, ученые используют стволовые клетки для выращивания "заготовок" нейронов, которые в теории можно использовать для замены поврежденных клеток в мозге. Тем не менее, успехов в этом направлении пока не было достигнуто.

Авторы статьи пошли иным путем — они вырастили "заготовки" астроцитов из стволовых клеток, включив в них ген Olig2. По их словам, астроциты, полученные таким способом, отличаются от других культур клеток-"домохозяек" — они активно производили молекулы белков BDNF и VEGF, способствующих починке повреждений в мозге.

Биологи попытались вылечить нескольких крыс от последствий инсульта при помощи имплантации Olig2-астроцитов в ткани мозга. По их словам, через две недели после операции самочувствие крыс заметно улучшилось и они стали быстрее находить выход из лабиринта по сравнению с грызунами из контрольной группы. Данный факт оставляет надежду на то, что такие клетки можно использовать для облегчения жизни и восстановления работы мозга у людей, переживших инсульт, заключают ученые.