Ученые: млекопитающие стали теплокровными из-за заботы о потомстве - РИА Новости, 16.07.2013

Ученые: млекопитающие стали теплокровными из-за заботы о потомстве

Ученые обнаружили одну из возможных причин перехода к теплокровности у наших предков, проследив за работой "биопечки" в теле одних из самых примитивных млекопитающих - мадагаскарских малых тенреков. Наблюдая за жизнью пары тенреков, Ястрох и его коллеги обнаружили несколько любопытных особенностей в работе их "биопечки".

МОСКВА, 16 июл — РИА Новости. Предки млекопитающих научились согревать свое тело и перешли к активному метаболизму из-за заботы о своем потомстве во время вынашивания, так как это позволяло их детенышам развиваться гораздо быстрее, чем отпрыскам рептилий, заявляют биологи в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Считается, что теплокровные предки млекопитающих появились на Земле в конце Пермского периода. Теплокровность имеет как преимущества, так и недостатки по сравнению с холоднокровностью. Так, она позволяет вести активный образ жизни в любую погоду и время суток, однако на это уходит почти 90% энергии, получаемой с пищей. И поэтому у ученых пока нет однозначных теорий о том, что заставило млекопитающих перейти к "самообогреву".

Мартин Ястрох (Martin Jastroch) из Центра Гельмгольтца в Мюнхене (Германия) и его коллеги обнаружили одну из возможных причин перехода к теплокровности у наших предков, проследив за работой "биопечки" в теле одних из самых примитивных млекопитающих — мадагаскарских малых тенреков (Echinops telfairi).

Как объясняют биологи, тенреки по своему строению очень похожи на примитивных насекомоядных млекопитающих, распространившихся по Земле в первые эпохи после вымирания динозавров. Так, они обладают клоакой, а источником тепла в их теле служат не сокращения мускулов, а метаболические процессы в клетках бурого жира. Кроме того, относительно большие колебания в температуре тела днем и ночью заставляют усомниться в том, что тенреки являются теплокровными в полном смысле этого слова.

Наблюдая за жизнью пары тенреков, Ястрох и его коллеги обнаружили несколько любопытных особенностей в работе их "биопечки". Так, температура их тела была относительно низкой и была лишь на градус выше температуры воздуха, кроме двух случаев — вынашивания детенышей и переохлаждения. И в том и другом случае в их теле "включались" жировые клетки, которые разогревали его до 32-33 градусов Цельсия.

Как полагают исследователи, данный факт позволяет говорить о том, что первые млекопитающие приобрели теплокровность в результате того, что она помогала им вынашивать потомство. Ускоренный обмен веществ способствовал быстрому развитию зародыша, а постоянный обогрев защищал его от смерти или задержек в развитии в холодную погоду. Вполне возможно, что со временем эта временная "биопечка" стала постоянной, заключают авторы статьи.