Астрономы нащупали "пульс" у мертвой звезды - РИА Новости, 20.06.2013

Астрономы нащупали "пульс" у мертвой звезды

© Marty Harris/McDonald ObservatoryБашня телескопа обсерватории Макдональда в США
Башня телескопа обсерватории Макдональда в США
Американские астрономы обнаружили периодические пульсации массивного белого карлика, расположенного примерно в 170 световых годах от Земли.

МОСКВА, 20 июн — РИА Новости. Американские астрономы обнаружили пульсации массивного белого карлика — мертвой звезды, которая сожгла все запасы термоядерного горючего и теперь медленно остывает; изучение этих пульсаций позволит ученым получить данные о структуре недр этой звезды, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal Letters.

Относительно небольшие звезды, исчерпавшие запасы "горючего" — водорода и гелия, превращаются в белые карлики. На них не может идти термоядерная реакция, и они светятся за счет медленного остывания вещества. Наше Солнце через несколько миллиардов лет тоже станет белым карликом, пройдя перед этим стадию красного гиганта.

Ученые из университета Техаса в Остине с помощью 2,1-метрового телескопа обсерватории Макдональда провели наблюдения белого карлика GD 518, расположенного примерно в 170 световых годах от Земли. Эта звезда уникальна тем, что ее вещество находится в состоянии, близком к кристаллическому. Кроме того, она имеет необычно большую массу — 1,2 солнечной массы.

Ученые считают, что "при жизни" она была в семь раз тяжелее Солнца, поэтому в ней начали "гореть" элементы тяжелее углерода и кислорода. Сейчас этот белый карлик, вероятнее всего, состоит из кислорода и неона.

Астрономы во главе с Джеймсом Эрмесом (James Hermes) обнаружили периодические пульсации яркости GD 518 с периодичностью 400-600 секунд. Эти "звездотрясения" позволят ученым "прощупать" недра звезды, как это делают геофизики, изучая сейсмическую активность на Земле.

Теория гласит, что внутри белых карликов идет постепенный процесс кристаллизации, и астрономы, сопоставляя характер вибраций звезды GD 518 с предсказаниями теоретических моделей ее структуры, смогут определить, какая из них соответствует реальности.