Ученые раскрыли секрет противораковой защиты голых землекопов - РИА Новости, 23.06.2013

Ученые раскрыли секрет противораковой защиты голых землекопов

© Фото : Roman KlementschitzГолый землекоп. Архив
Голый землекоп. Архив
Сверхтяжелые молекулы гиалоуроновой кислоты синтезируются в большом количестве в клетках капских землекопов (вид грызунов) и накапливаются во всех тканях организма, что делает их неуязвимыми к раку. Существуют косвенные свидетельства того, что тяжелая гиалоуроновая кислота может работать и в человеческих тканях.

МОСКВА, 19 июн — РИА Новости. Сверхтяжелые молекулы так называемой гиалоуроновой кислоты, составляющей основу слюны и некоторых хрящей, синтезируются в большом количестве в клетках капских землекопов (вид грызунов) и накапливаются во всех тканях организма, что делает их неуязвимыми к большинству форм рака, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Лаборатория. Архив
Расшифрован геном устойчивого к раку грызуна - голого землекопа
"Существуют косвенные свидетельства того, что тяжелая гиалоуроновая кислота может работать и в человеческих тканях. Ее "легкий" аналог используется сегодня в качестве средства для разглаживания морщин и как болеутоляющее для людей, страдающих от артрита коленных суставов, не вызывая никаких негативных последствий для здоровья", — заявил Андрей Селуянов из университета Рочестера (США).

Селуянов и его коллеги уже несколько лет пытаются раскрыть секрет неуязвимости к раку у двух необычных грызунов — капских голых землекопов (Heterocephalus glaber) и израильских слепышей (Spalax golani). В рамках этой задачи ученые расшифровали и проанализировали геном землекопа в 2011 году, а также нашли в клетках слепышей особый "троянский" белок, который заставлял их самоуничтожаться при превышении некой планки в плотности населения.

Выращивая клетки землекопов в чашках Петри, ученые заметили, что фильтры системы жизнеобеспечения были забиты некой желеобразной массой, не встречавшейся ранее в культурах тканей млекопитающих. Это "желе" оказалось составлено из необычно "тяжелых" молекул гиалоуроновой кислоты, обычно встречающейся в слюне и хрящах. Авторы статьи предположили, что она может играть ключевую роль в защите от рака, и проверили эту теорию, удалив ген HAS2, который отвечает за сборку этих молекул в клетках.

Онкология: что делать, если возникли подозрения
В результате этого клетки землекопов потеряли свою неуязвимость и быстро превращались в раковые опухоли при облучении радиацией или появлении химических канцерогенов. В своих следующих исследованиях ученые планируют проверить работу кислоты на мышах. В случае успеха, Селуянов и его коллеги перейдут к опытам на человеческих клетках.

"Единственное, что нас тревожит, это высокая смертность у нас"