Мозг человека умеет синтезировать аналог "валиума", выяснили ученые - РИА Новости, 06.05.2014

Мозг человека умеет синтезировать аналог "валиума", выяснили ученые

Ученые обнаружили "фабрику успокоительного" в мозге, проследив за работой таламуса - центра обработки информации, поступающей из органов чувств. Биологи заметили, что некоторые нейроны таламуса производили и выделяли в окружающую среду молекулы белка ACBP, который задействован в переработке жиров внутри клеток.

МОСКВА, 30 мая — РИА Новости. Человеческий мозг оказался способен собирать молекулы белков, аналогичных по своим свойствам "валиуму" и другим успокаивающим средствам, что помогает нашей нервной системе в некоторых случаях избегать эпилептических припадков, заявляют биологи в статье, опубликованной в журнале Neuron.

Магнитные чувства: в чем можно убедить мозг с помощью пары электродов
"Это одно из самых потрясающих открытий, которые нам удалось совершить за последние годы. Мы выяснили, что в центре мозга есть особая область, вырабатывающая короткие молекулы белков, действующие так же, как и бензодиазепины, к числу которых относится валиум", — заявил Джон Хугенард (John Huguenard) из Стэнфордского университета (США).

Хугенард и его коллеги обнаружили "фабрику успокоительного" в мозге, проследив за работой таламуса — центра обработки информации, поступающей из органов чувств. Биологи заметили, что некоторые нейроны таламуса производили и выделяли в окружающую среду молекулы белка ACBP, который задействован в переработке жиров внутри клеток. Эта же молекула известна тем, что она блокирует работу "валиума" и его аналогов.

Присутствие таких молекул во внешней среде само по себе достаточно необычно, и ученые проверили, как данный пептид влияет на работу других нервных клеток. Для этого ученые вырастили нескольких трансгенных мышей, у которых был поврежден ген DBI, отвечающий за синтез молекул ACBP. Оказалось, что такие мыши были подвержены эпилептическим припадкам и другим нарушениям в работе мозга, что свидетельствует в пользу того, что данный белок, как и "валиум", способен подавлять их.

По словам Хугенарда и его коллег, данный факт позволяет применять ACBP в качестве природного аналога бензодиазепинов, не вызывающего зависимости. Биологи пока не знают, действует ли этот белок на нервные клетки напрямую или лишь усиливает действие неких других молекул в мозге, о существовании которых мы не знаем. Тем не менее, дальнейшее изучение ACBP поможет раскрыть механизм его действия и приспособить белок для лечения эпилепсии, заключают авторы статьи.