Геологи нашли подземный "оазис", изолированный от мира миллиарды лет - РИА Новости, 15.05.2013

Геологи нашли подземный "оазис", изолированный от мира миллиарды лет

© Фото : J. MoranУченые извлекают древнюю воду из скважины, пробуренной в глубинной шахте на территории центральной Канады
Подземный "оазис" был обнаружен при бурении шахты в районе города Тимминс в центральной Канаде. Оказалось, что "оазис" был очень древним - его минимальный возраст составил 1,5 миллиарда лет, а наиболее вероятный - 2,64 миллиарда лет.

МОСКВА, 15 мая — РИА Новости. Геологи обнаружили в недрах Канады подземный "оазис", который хранил в себе большие запасы воды в изоляции от остального мира на протяжении последних 2,6 миллиарда лет, что свидетельствует о возможности существования таких водоемов и жизни в них на Марсе, говорится в статье в журнале Nature.

"Мы обнаружили систему водоемов в недрах Канады, которая существует уже несколько миллиардов лет и способна поддерживать жизнь. Наше открытие должно быть интересно коллегам, занимающимся проблемой эволюции микробов в изоляции, и поможет найти ответ на вопрос — как зарождается жизнь и как она выживает в экстремальных условиях на Земле и других планетах", — заявил Крис Баллентайн (Chris Ballentine) из университета Манчестера (Великобритания).

Баллентайн и его коллеги обнаружили подземный "оазис", изучая породы из глубинной шахты в районе города Тимминс в центральной Канаде. Во время бурения шахты, на отметке в 2,4 километра, авторы статьи столкнулись с необычным феноменом — подземным оазисом. Ученые собрали пробы воды и оценили объем и размеры подводного водоема сейсмическими методами.

Геологи попытались оценить возраст "оазиса", вычислив концентрацию изотопов ксенона внутри воды. Как объясняют ученые, атмосфера Земли в древности содержала несколько иные доли этих изотопов, что позволяет использовать их в качестве индикатора того времени, когда вода была "запечатана" в подземном водоеме. Оказалось, что "оазис" был очень древним — его минимальный возраст составил 1,5 миллиарда лет, а наиболее вероятный — 2,64 миллиарда лет.

По словам ученых, этот оазис в принципе пригоден для зарождения и существования жизни — он содержит много водорода, кислорода, метана, аммиака и других "кирпичиков" жизни. Авторы статьи пока не пытались найти микробов в этой воде, однако они планируют приступить к этому в ближайшее время. По их словам, подобные подземные оазисы могут существовать на Марсе или других планетах, поверхность которых не способна поддерживать жизнь.