Одноклеточные водоросли подкармливают кораллы азотом - РИА Новости, 14.05.2013

Одноклеточные водоросли подкармливают кораллы азотом

Водоросли, словно губка, впитывают аммиак и нитраты в то время, когда их концентрация высока, и запасают их на будущее в форме, доступной и для их симбионтов-полипов.

МОСКВА, 14 мая — РИА Новости. Некоторые одноклеточные водоросли, обитающие внутри коралловых рифов, умеют запасать излишки азота в виде микроскопических кристаллов и "подкармливать" ими коралловые полипы, не способные самостоятельно извлекать азот из неорганических молекул в воде океанов, говорится в статье, опубликованной в журнале mBio.

"Мы сильно удивились, когда обнаружили эти кристаллы внутри этих водорослей. Водоросли, словно губка, впитывают аммиак и нитраты в то время, когда их концентрация высока, и запасают их на будущее в форме, доступной и для их симбионтов-полипов", — заявил Андерс Майбом(Anders Meibom) из Федеральной политехнической школы в Лозанне(Швейцария).

Майбом и его коллеги пришли к такому выводу, наблюдая за колониями коралловых полипов Pocillopora damicornis, похожих на "мозг" и обитающих в теплых водах мирового океана. Ученых интересовало то, как полипы и обитающие внутри них одноклеточные водоросли реагируют на изменения в химическом составе воды. Эти "мозговики" обитают в водах, где содержится мало азота и фосфора, и появление "лишних" молекул нутриентов может негативно повлиять на их здоровье.

Ученые проверили, как полипы и водоросли справляются с этой проблемой, поместив несколько "шаров" кораллов в воду с повышенной концентрацией нитратов, помеченных при помощи "тяжелых" атомов азота-14. Ученые следили за распространением этих атомов при помощи масс-спектрометра, позволявшего отслеживать перемещения даже самых небольших концентраций азота внутри полипов и водорослей.

Оказалось, что водоросли захватывали молекулы нитратов из воды в количествах, многократно превосходивших их нужды. "Лишние" атомы азота запасались в виде небольших кристаллов из мочевой кислоты. Когда концентрация нитратов в воде падала до низкого уровня, водоросли постепенно растворяли эти кристаллы и выделяли азот в ткани полипов. Как полагают биологи, подобный прием одновременно защищает коралл и помогает ему извлечь максимум из периодов кратковременного изобилия.