Океан на спутнике Юпитера Европе может быть открытым, заявляют ученые - РИА Новости, 06.03.2013

Океан на спутнике Юпитера Европе может быть открытым, заявляют ученые

© NASA/JPL-CaltechУстройство океана Европы, спутника Юпитера, с точки зрения современной астрономии
"Теперь есть свидетельства, что океан Европы не изолирован от окружающей среды - на самом деле, океан и поверхность спутника "общаются" и обмениваются различными веществами", - выяснили ученые.

МОСКВА, 5 мар — РИА Новости. Новые данные по спектру излучения Европы, крупнейшего спутника Юпитера, указали на то, что ее подледный океан обменивается газами и минералами с залежами льда на ее поверхности, что говорит об относительно богатом химическом составе его вод, заявляют астрономы в статье, опубликованной в Astronomical Journal.

"Теперь есть свидетельства, что океан Европы не изолирован от окружающей среды — на самом деле, океан и поверхность спутника "общаются" и обмениваются различными веществами. Это означает, что энергия может накапливаться в океане, что серьезно увеличивает шансы на зарождение жизни внутри него. Кроме того, теперь мы можем "попробовать" океан на вкус, спустившись на поверхность Европы и отколов кусок льда от его ледяной "шубы", — заявил Майкл Браун (Michael Brown) из Калифорнийского технологического института.

Браун и его коллега Кевин Хэнд (Kevin Hand) из Лаборатории реактивного движения НАСА пришли к такому выводу, изучив спектр излучения, отраженного от ледяной поверхности Европы, с помощью спектроскопа OSIRIS, подключенного к телескопу Keck II в составе гавайской обсерватории имени Кека. По их словам, полученные спектрограммы в несколько раз точнее, чем данные, собранные зондом "Галилео" в конце 1990 годов.

Точность OSIRIS позволила исследователям "увидеть" на поверхности Европы не только воду, но и другие вещества, в том числе минерал эпсомит — соединение сульфата магния и воды. Эпсомит формируется только при наличии жидкой воды и быстро разрушается под действием космических лучей, поэтому он не может встречаться на поверхности Европы, если ее океан изолирован от поверхности.

Как полагают планетологи, молекулы эпсомита образуются на поверхности Европы, а сырьем для них служат хлорид магния из океана Европы и сера из атмосферы Ио, другого спутника Юпитера. Браун и Хэнд полагают, что сложные реакции на поверхности Европы, как и богатый минеральный состав ее океана, говорят о возможности существования жизни в его глубинах.