Рейтинг@Mail.ru
Переговоры ООН по климату в Катаре закончились внезапно, но успешно - РИА Новости, 09.12.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Переговоры ООН по климату в Катаре закончились внезапно, но успешно

© REUTERS / Fadi Al-AssaadВ Катаре проходит конференция ООН по изменению климата
В Катаре проходит конференция ООН по изменению климата
Читать ria.ru в
Усилиями представителя Катара, пакет решений был утвержден "целиком". При этом уже после продолжительных аплодисментов целый ряд стран заявил о серьезных замечаниях к тексту, а Россия - о том, что ее протест был просто проигнорирован.

ДОХА (Катар), 9 дек — РИА Новости. Очередная конференция ООН по проблеме изменения климата в столице Катара, Дохе, завершилась вечером в субботу с опозданием на сутки и весьма неожиданным образом. Пакет решений, среди которых поправка, дающая "вторую жизнь" Киотскому протоколу, после более чем 10-часового обсуждения в закрытом режиме был принят менее чем за три минуты.

Усилиями председателя конференции, представителя Катара Абдуллы бин Хамада аль-Аттии, пакет решений был утвержден "целиком", то есть каждое решение принималось при условии, что точно так же будут приняты все остальные. При этом уже после продолжительных аплодисментов целый ряд стран заявил о серьезных замечаниях к тексту, а Россия — о том, что ее протест был просто проигнорирован.

Пакет решений, получивший оригинальное название "Дохийский климатический портал" (Doha Climate Gateway), включает в себя, помимо поправки по второму периоду обязательств Киотского протокола, ряд финансовых документов, отчет о первом годе работы над новым глобальным соглашением, а также решение в следующем году создать некий институт компенсации ущерба и потерь, вызванных опасными последствиями изменения климата в развивающихся странах.

Официальные лица называют результат переговоров в Дохе "скромным, но важным шагом" и ключевой точкой на пути к более масштабной борьбе с изменением климата, тогда как представители экологических и других общественных организаций, а также молодежные активисты придумали для его обозначения менее лестный термин — "Катарстрофа".

Российский прецедент

Почти сразу после череды ударов молотка председателя, провозглашавших принятие решений по итогам переговоров, находящиеся в зале пленарного заседания услышали другой стук — таблички российской делегации по столу. Представитель делегации РФ, начальник отдела многостороннего сотрудничества в области окружающей среды департамента международных организаций МИД Олег Шаманов в своем выступлении заявил, что позиция России по ряду моментов в тексте поправки к Киотскому протоколу, которую поддержали также Украина и Белоруссия, была "беспардонно попрана". Из 47 страниц политических решений страны не устраивало всего пять абзацев текста. Четыре из них были связаны с правилами переноса во второй период "сэкономленных" в 2008-2012 годах квот на выбросы парниковых газов, а пятый фактически представлял собой механизм "автоматического" усиления киотских обязательств тех стран, выбросы которых в этом десятилетии будут расти.

РФ, Белоруссия и Украина были не согласны с обсуждавшейся редакцией поправки и хотели вынести свои замечания и изменения на общее обсуждение, однако в результате "беспрецедентного нарушения процедуры" утвержденным оказался исходный текст. Российская сторона уже заявила, что учтет обстоятельства принятия поправки в процессе ее ратификации, а эксперты полагают, что такой невыгодный Казахстану и Белоруссии, в отличие от РФ собиравшихся участвовать во втором периоде, поворот событий может и вовсе привести к тому, что обе страны откажутся от Киото-2.

Еврокомиссар по климату Конни Хедегаард в разговоре с журналистами назвала ситуацию достаточно сложной, отметив, что другим странам было "не вполне ясно, какое решение устроило бы (Россию)". Напротив, по ее словам, "совершенно ясно, что для всего мира полный перенос миллиардов тонн "горячего воздуха" (такое название накопленных квот часто используют критики их сохранения) — неприемлемое с экологической точки зрения решение".

Исполнительный секретарь Рамочной конвенции ООН об изменении климата Кристиана Фигерес на аналогичный вопрос СМИ ответила еще более неожиданно, заявив, что мнение РФ было, безусловно, услышано, но изменения, которых хотела страна, не позволили бы принять вообще никакие решения. Кроме того, по мнению Фигерес, когда российский делегат "вернется домой и прочитает тексты, он поймет, что интересы России очень честно в них отражены".

180 градусов мнений

Председательствующий Катар ожидаемо назвал принятие пакета, или "портала", триумфом переговорного процесса и призвал страны поторопиться с выполнением исторических решений. Делегации развитых стран были несколько более сдержанными в своих оценках результатов, называя их то скромными, то средними, то закономерными для "перестроечного" года в переговорах, когда три ключевых переговорных трека должны были превратиться в один.

"Предполагалось, что это будет переходный год, и так и случилось. Никто не ждал каких-то значительных результатов по Дурбанской платформе (процессу разработки нового соглашения), такой была природа самой конференции. Я не удивлен тем, что конференция получилась спорной. Они всегда такие", — сказал журналистам спецпредставитель США по климату Тодд Стерн.

Развивающиеся страны разочарованы в первую очередь отсутствием конкретной "дорожной карты" и вообще сколько-нибудь значимых решений по выделению "климатической" финансовой помощи до 2015 года — именно на таких решениях они настаивали все две недели. "Финансовый вопрос" на переговорах стал центральным с 2009 года, когда развитые страны на переговорах в Копенгагене пообещали выделить на помощь развивающимся 30 миллиардов долларов на 2010-2012 годы, а к 2020 году довести эту сумму до 100 миллиардов долларов в год.

Собравшись в Дохе, те и другие отложили споры о том, были ли выполнены обещания 30 миллиардов, и начали обсуждение "дыры" между 2013 и 2020 годом в датском плане трехлетней давности. Китай, Индия, Бразилия и Южная Африка, как и страны Африки, и островные государства, настаивали на конкретном показателе в 60 миллиардов до 2015 года, но развитые страны довольно быстро дали понять, что в текущих бюджетных условиях не готовы обсуждать сколько-нибудь конкретные цифры. В результате из всех компромиссных формулировок в тексте решения оказалось "не меньше, чем в предыдущем периоде", то есть не менее 30 миллиардов долларов. Примерно 6 миллиардов уже заявили Великобритания, Германия и другие европейские страны, а также Еврокомиссия.

Ряд наблюдателей отмечают, что неожиданно важным на переговорах в Дохе оказался вопрос компенсаций ущерба и потерь, вызванных опасными последствиями изменения климата в развивающихся странах. Последние заявляют, что из-за нерешительности государств и слабых мер по борьбе с изменением климата им уже неминуемо придется столкнуться с ущербом от его последствий, тогда как развитые, прежде всего США, опасаются, что именно им могут в конечном итоге предъявить ничем не ограниченный "счет" за этот ущерб. После тяжелого переговорного процесса стороны договорились после дополнительной работы создать механизм такого возмещения на следующей сессии в Варшаве в ноябре 2013 года.

Новогодние планы

Прагматически настроенные наблюдатели изначально называли Доху во многом "технической" конференцией, где главной задачей было не допустить попыток "законсервировать" структуру переговорного процесса образца 2007 года еще как минимум на год. С этой точки зрения переговоры, безусловно, удались, потому что с 2013 года главной и единственной рабочей группой останется группа по разработке нового соглашения. В Катаре ей часто приходилось уступать переговорное время другим, более "срочным" группам.

По общему расписанию группы, также принятому на переговорах в Дохе, черновик нового соглашения должен быть готов к 2014 году, чтобы за 2015 год — "дедлайн", установленный самими же переговорщиками — успеть его доработать.

Именно в Дохе стороны окончательно выбрали своим следующим председателем Польшу — страну, которую экологи часто называют главным "тормозом" европейской экологической политики. Страна, энергетика которой сильно зависит от угля, примет переговоры в ноябре 2013 года в Варшаве. Более того, в Дохе стало известно, что на проведение следующей после Польши конференции, в 2014 году, претендует, в частности, Венесуэла — страна-участница ОПЕК, обладающая крупнейшими в мире запасами нефти, которая при этом известна достаточно радикальной позицией в переговорах.

Почти ничего или ничего

Опытные наблюдатели на переговорном процессе отмечают, что его результат в итоге почти всегда сводится к "наименьшему общему кратному" позиций сторон, и такой результат часто принимается уже хотя бы для того, чтобы не объявлять конференцию проваленной.

"В конечном итоге главам делегаций пришлось выбирать между двумя крайне неприятными альтернативами: или пойти на невероятно слабое компромиссное решение, или наблюдать развал переговоров, отчаяние и желчь", — сказал эксперт по климату американской общественной организации Union of Concerned Scientists Олден Майер.

Координатор программы "Климат и энергетика" Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Кокорин считает, что в Дохе участникам переговоров удалось избавиться от "багажа", осложнявшего им дорогу к новому соглашению, но "увы, кроме этого почти ничего не сделано".

"Если в данной конвенции страны будут работать в том же режиме вялотекущей шизофрении, то глобального соглашения не будет никогда, и только ужасные удары стихии заставят одуматься, но во многом будет уже поздно", — сказал эксперт.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала