Дальность путешествий галапагосских черепах зависит от их размера - РИА Новости, 28.11.2012

Дальность путешествий галапагосских черепах зависит от их размера

© http://ru.wikipedia.orgГалапагосская черепаха. Архив
Галапагосская черепаха. Архив
Для изучения миграции черепах ученые использовали GPS-передатчики, с помощью которых они в течение двух лет отслеживали перемещения 17 взрослых особей.

МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости. Самые крупные особи среди галапагосских черепах предпринимают наиболее дальние путешествия, а их мелкие собратья предпочитают сидеть на месте — вопреки ожиданиям ученых, которые считали, что более медленный обмен веществ должен делать крупных животных домоседами, говорится в статье, опубликованной в журнале Animal Ecology.

Галапагосские черепахи (Chelonoidis elephantopus), большинство подвидов которых находятся под угрозой исчезновения, живут только на расположенных в Тихом океане Галапагосских островах. Эти рептилии могут весить до 400 килограммов, достигать 1,8 метра в длину и обходиться без пищи в течение года.

Как считают ученые, с наблюдения за этими черепахами началась работа Чарльза Дарвина над теорией эволюции, так как во время путешествия по Галапагосам ученый заметил, что панцири черепах с разных островов имеют отличную друг от друга форму.

Группа ученых под руководством Стивена Блейка (Stephen Blake) из немецкого Института орнитологии Общества Макса Планка решила выяснить, могут ли галапагосские черепахи мигрировать на значительные расстояния, что служит причиной для миграции, и как на нее влияет размер и пол животного.

"Ранее считалось маловероятным, что гигантские галапагосские черепахи будут мигрировать из-за нехватки пищи, ведь от неустойчивости окружающей среды их защищают большие размеры и медленный метаболизм. Примечательно, что совершать путешествия склонны самые большие, предположительно, доминирующие особи этих рептилий. Это, а также отсутствие различий между миграционным поведением самцов и самок, отличает галапагосских черепах от других мигрирующих животных", — говорится в статье.

Для изучения миграции черепах ученые использовали GPS-передатчики, с помощью которых они в течение двух лет отслеживали перемещения 17 взрослых особей. Кроме того, для сбора данных о всей популяции исследователи измеряли встреченных ими по пути на нагорье черепах, определяли их пол и отмечали их местонахождение на карте.

Результаты исследования показали, что в сухой сезон часть черепах мигрирует. Однако в путь отправляются только взрослые черепахи и только самые крупные из них. В июне эти рептилии начинают неспешное путешествие на нагорье, удаляясь до 10 километров от начальной точки путешествия.

"Взрослые самцы и самки поднимаются по склонам холмов под влиянием изменений в растительной системе, а не в температуре. Из наблюдаемых особей мигрировали все крупные черепахи и часть рептилий среднего размера, в то время как все маленькие особи не покидали низин", — пишут ученые.

Тем не менее, биологи до сих пор не смогли установить, почему взрослые особи во время сезона засухи отправляются в путь, а не просто отдыхают, ведь гигантские черепахи могут обходиться без пищи в течение года, а также почему молодняк не совершает путешествий.