slide

Океанологи обнаружили редчайшего лопатозубого кита у Новой Зеландии

О существовании лопатозубого кита ученые знали лишь по костям, выброшенным на берега южных островов в Тихом океане. Новозеландские и американские океанологи стали первыми, кто увидел этого пятиметрового кита целиком.

МОСКВА, 5 ноя - РИА Новости. Новозеландские и американские океанологи обнаружили у берегов Новой Зеландии двух редчайших лопатозубых китов, о существовании которых ученые знали лишь по костям, выброшенным на берега южных островов в Тихом океане, говорится в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

"Мы стали первыми, кто увидел этого пятиметрового кита целиком, и нам повезло найти сразу двух особей. Все, что мы знали о лопатозубых китах до этого момента, базировалось на трех частичных черепах, найденных у берегов Новой Зеландии и Чили за последние 140 лет. Удивительно, но мы почти ничего не знаем о таком большом млекопитающем", - пояснила руководитель группы ученых Рошель Константин (Rochelle Constantine) из Оклендского университета (Новая Зеландия).

Константин и ее коллеги обнаружили туши двух "неуловимых" лопатозубых китов (Mesoplodon traversii), расследуя слухи о нескольких необычных китах, выброшенных на берег пляжа Опапе к югу от Окленда в декабре 2010 года.

Местные натуралисты и экологи, обнаружившие двух китов - самку и ее детеныша, посчитали их ремнезубыми китами Грея (Mesoplodon grayi), которые достаточно часто выбрасываются на пляжи Новой Зеландии. Когда природоохранные службы Новой Зеландии прибыли на пляж и попытались спасти китов, животные уже успели погибнуть. Экологи отделили несколько фрагментов кожи, сфотографировали туши и отправили все данные в Центр защиты животных в Окленде.

Эти образцы попали в лабораторию Константин и ее коллег в рамках национальной программы по генетической идентификации китов, выброшенных на берега Новой Зеландии, которая проводится уже 20 лет. Ученые извлекли из клеток кита ДНК и просеквенировали геном жертв стихии.

Оказалось, что геном китов с пляжа Опапе не был похож по своему устройству на ДНК других китообразных из семейства клюворылых китов, к которым принадлежат лопатозубые и ремнезубые киты. Данный факт позволил Константин и ее коллегам предположить, что мать и ее детеныш на самом деле являются лопатозубыми китами.

Это предположение подтверждается тем, что геном данных китов и обрывки ДНК, извлеченные из челюстей и других костей Mesoplodon traversii, найденных за последние 140 лет, совпадают на 99%.

Убедившись в уникальности китов с пляжа Опапе, ученые составили список признаков, отличающих самок и детенышей Mesoplodon traversii от ремнезубых китов Грея. По их словам, "неуловимые" киты отличаются от своих обычных сородичей относительно крупной и заметной эхолокационной "дыней", темной расцветкой носа и белыми пятнами на разных частях тела.

Авторы статьи извлекли останки Mesoplodon traversii, закопанные на пляже, и перевезли их в Оклендский национальный музей для их дальнейшего изучения. Ученые полагают, что новые сведения об анатомии и облике "неуловимых" китов помогут новозеландским экологам и их добровольным помощникам отличать их от других клюворылых китов, и своевременно оповещать океанологов о находке.

"Вполне возможно, что Mesoplodon traversii относятся к числу китов, обитающих в открытом океане. Такие животные живут и умирают прямо в водах океана, и редко приближаются к берегам суши. Новая Зеландия окружена безбрежными водами океана, и в них прячется много обитателей моря, пока неизвестных нам", - заключает Константин.