РКК "Энергия" может показать на "Фарнборо" макет нового корабля - РИА Новости, 28.06.2012

РКК "Энергия" может показать на "Фарнборо" макет нового корабля

МОСКВА, 28 июн - РИА Новости. Российские предприятия ракетно-космической отрасли могут показать на авиасалоне в Фарнборо (Великобритания) как уже известные проекты, такие, как новый пилотируемый космический корабль, ракету-носитель "Ангара", так и новинки, среди которых ракета-носитель "Союз-2-3", проекты "Луна-Глоб" и "Луна-Ресурс", такое мнение высказали РИА Новости эксперты отрасли.

Авиасалон в "Фарнборо" пройдет с 9 по 15 июля.

Редактор журнала "Новости космонавтики" Александр Ильин сообщил, что на авиасалоне в Фарнборо может быть представлен макет нового российского пилотируемого космического корабля производства РКК "Энергия".

"Будет ли представлен ли новый корабль новый пилотируемый корабль? На МАКСе-2011 он был. Логично предположить, что и на "Фарнборо" его покажут", - сказал Ильин.

Многоцелевой пилотируемый космический корабль должен был прийти на смену пилотируемым кораблям серии "Союз" и автоматическим грузовым кораблям серии "Прогресс". Корабль будет бескрылым, с многоразовой возвращаемой частью. Максимальный экипаж нового корабля составит шесть человек, масса доставляемого на орбиту груза - 500 килограммов, масса возвращаемого на Землю груза - 500 килограммов и более, при меньшем количестве членов экипажа на борту корабля.

По словам редактора журнала "Новости космонавтики", НПО имени Лавочкина, если представит свою продукцию на авиасалоне, то покажет проект "Радиоастрон". "Это хороший проект, он уже работает, и НПО Лавочкина может его показать, здесь им есть, чем гордиться", - отметил Ильин.

Российская орбитальная астрофизическая обсерватория "Радиоастрон" ("Спектр-Р"), запущенная с Байконура в июле 2011 года, стала первым за многие годы космическим астрофизическим инструментом, созданным российскими специалистами. Радиотелескоп предназначен для работы совместно с глобальной наземной сетью радиотелескопов, образуя единый наземно-космический интерферометр со сверхдлинной базой (РСДБ) очень высокого углового разрешения - до семи микросекунд.

"По другим направлениям от НПО Лавочкина вряд ли можно будет ожидать, что они что-то продемонстрируют на "Фарнборо", потому что после "Фобос-Грунта" это уже будет нелогично. Думаю, что они обойдутся стендом и макетами. Хотя если они покажут макеты космических станций "Луна-Глоб" и "Луна-Ресурс", будет очень здорово", - сказал Ильин.

Целью проекта "Луна-Глоб" является запуск автоматического зонда, который должен осуществить облёт Луны и выбор подходящих площадок для последующих спускаемых аппаратов. Планируется, что в 2015 году будет осуществлен старт посадочного аппарата "Луна-Глоб", а в 2016 году - орбитального космического аппарата "Луна-Глоб".

"Луна-Ресурс" - российский посадочный космический аппарат, который должен доставить в одну из приполярных областей Луны индийский луноход.

Другие экспонаты российских предприятий

Что касается других предприятий отрасли, то редактор "Новостей космонавтики" предположил, что Центр имени Хруничева наверняка покажет в очередной раз ракету-носитель "Ангара". "Эта ракета уже неоднократно была показана, поэтому трудно ожидать чего-то нового", - сказал он.

"Ангара" - перспективный космический ракетный комплекс с семейством ракет-носителей легкого, среднего и тяжелого классов. "Ангара" может обеспечить более низкую по сравнению с другими ракетами-носителями себестоимость выведения полезной нагрузки в широком диапазоне орбит. Испытания ракет-носителей "Ангара", как легкого, так и тяжелого класса, планируется начать на космодроме "Плесецк" в 2013 году.

"ЦСКБ-Прогресс, скорее всего, покажет макеты своих ракет-носителей "Союз". Возможно, даже новую ракету "Союз-2-3" (трехступенчатая ракета-носитель среднего класса массой 340 тонн, которая является дальнейшей модернизацией ракеты "Союз-2" с целью повышения энергетических возможностей для расширения номенклатуры запускаемых космических аппаратов - ред.)", - высказал мнение редактор "Новостей космонавтики".

Он добавил, что Институт космических исследований (ИКИ) РАН, если будет участвовать в авиасалоне "Фарнборо", то продемонстрирует достижения в области нейтронных детекторов.

Ильин напомнил, что в ИКИ были созданы, в частности, нейтронный детектор HEND (High Energy Neutron Detector), обнаруживший воду на Марсе (детектор был отправлен на орбиту на американском аппарате Mars Odyssey в 2001 году), нейтронный телескоп LEND (Lunar Exploration Neutron Detector), установленный на американском аппарате Lunar Reconnaissance Orbiter, который запущен в июне прошлого года.

"Кроме того, в ИКИ был разработан и создан детектор ДАН (сокращение от "Динамическое альбедо нейтронов"), который находится на борту американского марсохода Curiosity на его пути к Марсу (зонд Curiosity стартовал 26 ноября 2011 года и должен добраться до Марса в августе 2012 года - ред.)", - уточнил эксперт.

Возможны новые контракты по "Союз-СТ"

Другой эксперт в ракетно-космической отрасли предположил, что на авиасалоне в Фарнборо могут быть заключены контракты на новые запуски российской ракеты-носителя "Союз-СТ" с космодрома Куру.

"Я думаю, что там что-то будет по ракете "Союз-СТ", возможно, будут какие-то заказы на новые запуски с Куру", - сказал эксперт РИА Новости.

По его словам, ранее также высказывались предложения, чтобы те заказы, которые предполагалось осуществить с Куру, перенаправить на Байконур и запустить их с помощью ракеты-носителя "Союз-2".

"Компания Starsem (российско-французская компания для продвижения ракеты-носителя "Союз" на международный космический рынок - ред.) занимается пусковыми услугами. В принципе, она может перебросить часть этих услуг на Байконур", - отметил эксперт.

Первый в истории старт российской ракеты с космодрома за пределами бывшего СССР состоялся 21 октября 2011 года. С успешным запуском ракеты-носителя "Союз СТ-Б", которая вывела на орбиту два европейских спутника Galileo, стал реальностью совместный проект России и Европы, начатый еще в конце 1990-х годов. Этот проект обеспечит космодрому Куру более широкие возможности для запусков, так как сейчас у европейцев нет собственной ракеты среднего класса. Ранее "Союз" мог стартовать только с двух космодромов - российского Плесецка и с Байконура в Казахстане. Вывод очередных двух спутников европейской навигационной спутниковой системы Galileo запланирован на 28 сентября текущего года.