slide

Органика в марсианских метеоритах возникла на красной планете - ученые

Фотография поверхности Марса. Архив

МОСКВА, 24 мая - РИА Новости. Молекулы органических веществ в марсианских метеоритах возникли благодаря геологической активности недр Марса, а не являются земными или космическими примесями и загрязнителями, что делает теоретически возможным зарождение жизни на красной планете в ее далеком прошлом, заявляют астрономы в статье, опубликованной в журнале Science.

За последние десятилетия ученые обнаружили несколько марсианских метеоритов, внутри которых они нашли следы сложных органических веществ. На сегодняшний день не существует единого мнения по поводу природы этих соединений. Часть астрогеологов полагает, что они зародились на Марсе, тогда как другие исследователи считают, что они "прилипли" к метеоритам в ходе их полета через космос или при падении на Землю.

Группа астрономов под руководством Эндрю Стила (Andrew Steele) из Института науки Карнеги в Вашингтоне (США) изучала химический состав органики в 11 марсианских метеоритах и анализировала возможные условия формирования минералов в этих фрагментах. Самые древние из этих "небесных камней" сформировались примерно 4,2 миллиарда лет назад, а самые молодые откололись от Марса примерно 190 миллионов лет назад.

Для анализа структуры и природы органических соединений в марсианских метеоритах Стил и его коллеги применили так называемую конфокальную рамановскую спектроскопию.

Как объясняют ученые, по этой методике образец изучаемого материала облучается короткими импульсами лазера. Когда фотоны лазерного луча достигают молекул вещества, часть из них сталкивается с отдельными атомами и меняет свои свойства. Изучение спектра таких частиц позволяет узнать химический состав образца с очень высокой точностью.

Стил и его коллеги обнаружили внутри 10 фрагментов достаточно много молекул углеводородов, состоящих из нескольких замкнутых колец атомов углерода и других элементов.

Как утверждают исследователи, данные органические цепочки не могли попасть в метеориты благодаря их загрязнению, так как на их поверхности отсутствовали аналогичные вещества. Кроме того, внутри самих фрагментов астрономы так и не нашли ни одной молекулы дибензотиофена - вещества, часто попадающего на поверхность и внутрь метеоритов при падении на Землю.

Убедившись во внезнемном происхождении органики, исследователи попытались определить их происхождение, проанализировав геологическую историю пород, внутри которых были найдены эти молекулы.

По их словам, микроскопические гранулы расплавленных кремниевых пород внутри фрагментов метеоритов указывают на то, что данные породы возникли у жерла вулканов или в результате других геологических феноменов. Это не является признаком существования жизни на Марсе. Тем не менее, данное открытие позволяет предполагать, что механизм накопления первичной органики все же существовал.

"Наши выводы показывают, что молекулы органики непрерывно запасались на Марсе на протяжении всей истории планеты. Этот процесс мог протекать так же, как на Земле накапливались первичные компоненты жизни. Понимание того, как зарождаются сложные молекулы органики на Марсе, будет крайне важным для поиска жизни в ходе будущих экспедиций на красную планету", - заключает Стил.