slide

"Хаббл" проследит за прохождением Венеры по диску Солнца через Луну

Прохождение Венеры по диску Солнца (23)
Снимок лунного кратера Тихо, сделанный телескопом Хаббл

МОСКВА, 4 мая - РИА Новости. Космический телескоп "Хаббл" будет использовать Луну как зеркало, чтобы наблюдать за прохождением Венеры по диску Солнца - событием, которое не повторится до 2117 года, и отработать методы исследования атмосфер экзопланет, сообщает официальный сайт телескопа.

Телескоп "Хаббл" будет использовать Луну для наблюдения прохождения Венеры по диску Солнца

Ночью и утром 6 июня по московскому времени произойдет одно из редчайших астрономических событий - Земля, Венера и Солнце оказываются на одной линии, и жители Земли могут увидеть, как на фоне солнечного диска проходит темное пятнышко диска Венеры. Последний раз транзит Венеры происходил относительно недавно, в июне 2004 года, однако до этого он наблюдался только в 1874 и в 1882 году: весь 20 век обошелся без этого зрелища.

В 1761 году благодаря прохождению Венеры было совершено одно из важнейших астрономических открытий. Российский ученый Михаил Ломоносов во время наблюдений обнаружил, что в момент прохождения Венеры через край солнечного диска вокруг планеты возникает светящийся ободок. Из этого ученый сделал подтвердившийся впоследствии вывод, что Венера обладает мощной атмосферой.

Нынешнее прохождение Венеры даст ученым возможность проверить свои методики поиска и исследования планет у других звезд - экзопланет, а также получить новые данные о венерианской атмосфере.

Большинство экзопланет, которых сейчас известно более 750, было открыто с помощью транзитного метода - фиксации крайне слабых изменений блеска звезд, связанных с прохождением планет по их диску. Наблюдение за таким же событием, происходящим значительно ближе, позволит "откалибровать" технику измерений, а также проверить методы спектроскопического изучения атмосфер внесолнечных планет.

Снимок лунного кратера Тихо, сделанный телескопом "Хаббл"

"Хаббл" не сможет напрямую наблюдать за транзитом Венеры - его оптическая система не приспособлена для прямого "взгляда" на Солнце. Поэтому астрономы планируют направить телескоп на Луну, которая будет отражать солнечный свет. "Хаббл" должен будет "поймать" ту долю солнечного излучения, которая прошла через атмосферу Венеры, и исследовать с помощью спектроскопии ее химический состав.

Поскольку состав венерианской атмосферы достаточно хорошо известен, этот эксперимент позволит выяснить, можно ли таким же методом изучать атмосферы планет у других звезд, и насколько малые газовые составляющие таким образом можно засечь.

"Хаббл" будет смотреть на Луну семь часов - до, во время и после прохождения Венеры, чтобы дать астрономам возможность сопоставить данные. Уже сейчас "Хаббл" сделал "пристрелочные" снимки 700-километрового лунного кратера Тихо, чтобы впоследствии засечь изменения.