Звезды-красные гиганты окружены ореолом из пылевой "крошки" - РИА Новости, 11.04.2012

Звезды-красные гиганты окружены ореолом из пылевой "крошки"

МОСКВА, 11 апр - РИА Новости. Престарелые звезды - красные супергиганты - сбрасывают большую часть своих внешних оболочек в окружающий их "ореол" из микроскопических, прозрачных гранул пыли, которые впоследствии могут попасть в облака молекулярного водорода и сформировать новое светило, заявляют астрономы в статье, опубликованной в журнале Nature.

Красные гиганты представляют собой один из последних этапов жизни звезды главной последовательности, исчерпавшей запасы водородного "горючего". При этом светило переходит на новый уровень термоядерного синтеза, используя атомы гелия для синтеза ядер углерода. Реакция требует очень высокой температуры и давления, благодаря чему ядро звезды сильно сжимается, а ее внешняя оболочка разогревается и расширяется. Постепенно внешние оболочки звезды исчезают, и на месте гиганта остается его ядро - белый карлик.

Старческий "песок"

Группа астрофизиков под руководством Барнаби Норриса (Barnaby Norris) из Сиднейского университета (Австралия) пыталась найти хотя бы намеки на механизм, при помощи которого красные гиганты сбрасывают материю своих внешних оболочек, изучая снимки окрестностей нескольких "престарелых" звезд.

Как отмечают исследователи, неплотные, "рыхлые" красные гиганты должны постоянно выбрасывать в открытый космос большие объемы своего вещества. Примерно за 10 тысяч лет типичная звезда такого типа должна лишаться примерно половины своей материи. Эта материя уносится солнечным ветром в виде горячего газа и микроскопических гранул пыли, механизм формирования и "транспортировки" которых пока не совсем ясен. В 2010 году "российско-американский" астроном Роман Рафиков из Принстонского университета (США) предположил, что в старости наше Солнце должно обзавестись сатурнианскими кольцами из солнечной "крошки".

Норрис и его коллеги получили несколько снимков трех красных гигантов - W Гидры, R Золотой Рыбы и R Льва в инфракрасном и других диапазонах при помощи инструментов телескопа VLT в составе Европейской южной обсерватории в Чили. Все эти звезды расположены достаточно близко к Земле - они удалены от нас на расстояние в 200-220 световых лет - и относятся к классу так называемых переменных типа Мира. Красные гиганты такого класса находятся на последних этапах своей жизни и активно сбрасывают материю, что делает их идеальными кандидатами для поиска "следов" этого процесса.

Зерна жизни

Ученые проанализировали снимки и данные спектрометрии, обращая особое внимание на направление поляризации рассеянного света. Эта характеристика излучения позволяет определить, от чего отразился свет - молекулы газа или твердой частицы, а также примерно установить ее химический состав и размеры.

Оказалось, что все изученные звезды обладали пылевым "ореолом", внутренняя часть которого была расположена вблизи верхних слоев фотосферы гигантов, а внешняя - на расстоянии в 1-2 радиуса светила. Пылевое кольцо образовано достаточно большими гранулами пыли из кремния и других легких элементов: их средний диаметр составляет примерно 300 нанометров.

По словам ученых, такие кусочки практически прозрачны для инфракрасного излучения красных гигантов, поэтому они не испаряются и не разваливаются под его действием. Пыль выступает основным "двигателем" в солнечном ветре - фотоны светила "толкают" их вперед, а сами частицы увлекают за собой газообразную компоненту ветра.

"Пыль и "песок" переживут саму звезду и впоследствии станут частью космических облаков, в которых формируются новые светила. Зерна пыли станут строительным материалом для сборки новых планет - наша Земля была собрана из звездной пыли. Мы сделали большой шаг в понимании этого цикла смерти и перерождения", - заключает один из участников группы Альберт Зейлстра (Albert Zijlstra) из Манчестерского университета (Великобритания).