БАК начал штатную работу на энергии столкновений 8 ТэВ - РИА Новости, 05.04.2012

БАК начал штатную работу на энергии столкновений 8 ТэВ

© Roy Langstaff/CERNБольшой адронный коллайдер
Большой адронный коллайдер

МОСКВА, 5 апр - РИА Новости. Большой адронный коллайдер рано утром в четверг вышел на стабильную работу на энергии столкновений 8 тераэлектронвольт (ТэВ), что позволит ученым увеличить шансы на открытие "новой физики" и, в частности, бозона Хиггса, сообщила пресс-служба Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН).

"Успешный опыт работы в течение двух лет на энергии 3,5 ТэВ на пучок дает нам уверенность, что увеличение энергии в этом году не приведет к значительному росту риска для установки. Теперь дело за экспериментами, которые должны извлечь максимум из того потенциала для открытий, который мы даем им", - говорит директор ускорительного подразделения ЦЕРНа Стив Майерс (Steve Myers).

В Большом адронном коллайдере сталкиваются летящие навстречу друг другу пучки протонов. Ливни частиц и излучение, возникающие при столкновениях, фиксируют четыре специализированных детектора, которые расположены в точках пересечения пучков. Чем выше энергия протонов, тем больше шансов обнаружить следы интересных для физиков процессов, например, рождения бозона Хиггса.

Коллайдер вышел на суммарную энергию пучков в 8 тераэлектронвольт 22 марта, а теперь работающие на коллайдере специалисты вывели ускоритель в состояние "стабильных пучков" на этой энергии.

Нынешний показатель в четыре раза больше, чем у ближайшего соперника БАКа - закрытого в октябре 2011 года американского коллайдера Теватрон (Tevatron), но почти в два раза меньше, чем проектная энергия коллайдера - 14 тераэлектронвольт.

Относительно скромное приращение энергии значительно увеличивает вероятность новых открытий: при больших энергиях в несколько раз чаще будут происходить рождение частиц, существование которых предсказывают некоторые теории (в частности, теория суперсимметрии, согласно которой у каждой обычной частицы есть свой "суперпартнер").

Бозон Хиггса, предсказанный современной физической теорией - Стандартной моделью, также будет рождаться чаще на энергии 8 ТэВ, хотя и фоновый сигнал, который маскирует его, также будет выше.

Это означает, что необходим еще год работы, чтобы превратить замеченные в 2011 году признаки существования бозона Хиггса в открытие или исключить его существование.