Российские ученые уверены в научной ценности повторения "Фобоса" - РИА Новости, 31.03.2012

Российские ученые уверены в научной ценности повторения "Фобоса"

МОСКВА, 31 мар - РИА Новости. Реализация проекта по доставке на Землю образцов грунта со спутника Марса - Фобоса - принесет уникальные научные данные, которое нельзя получить никакими другими методами; кроме того, эта задача в обозримом будущем не будет решаться космическими агентствами других стран, заявил РИА Новости в субботу директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый.

Так он прокомментировал слова руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина, который накануне заявил журналистам, что миссия "Фобос-Грунт" может быть повторена только в том случае, если она принесет действительно новые данные, которые не будут получены к возможному сроку проведения миссии в 2018 году.

"После неудачи с космическим аппаратом "Фобос-Грунт" Российская академия наук вновь обратилась в Роскосмос с предложением довести до положительного результата наши намерения исследовать спутник Марса и вновь создать космический аппарат для запуска его в благоприятное баллистическое окно в 2018 году. Это решение было принято РАН как с учетом исключительной научной важности исследований Фобоса, так и с учетом имеющихся технических разработок", - сказал Зеленый.

"Аналогичные проекты до сих пор отсутствуют в зарубежных космических агентствах", - отметил он.

По словам Зеленого, детальные исследования Фобоса могли бы пролить свет на процессы формирования Солнечной системы на ее ранних этапах и дать ответ на вопрос о происхождении спутников Марса.

"Лабораторные исследования внеземного вещества дали бы уникальные возможности в понимании происхождения первородного вещества Солнечной системы", - считает ученый.

Он подчеркнул, что опыт подготовки полета к Фобосу и анализ ошибок, совершенных при создании аппарата, позволили бы надеяться на успех новой экспедиции.

"Это, в конце концов, и вопрос престижа нашей космической отрасли. РАН подтвердила свою убежденность, что задачи исследования спутников Марса и первичного вещества Солнечной системы до сих пор остаются полностью актуальными", - заявил директор ИКИ.

Комментируя слова Поповкина о том, что у академических институтов есть материальная заинтересованность в новом проекте, Зеленый отметил, что институты РАН получают от Роскосмоса средства лишь для создания научной аппаратуры и ее испытания.

"Это очень сложный этап научной работы: производственные ресурсы для решения высокотехнологических задач достаточно ограничены, а непомерные сложности получения высококачественных радиоэлектронных компонентов хорошо известны. Тем не менее, научные приборы, созданные у нас в последние годы, находятся на передовом уровне космических технологий", - сказал ученый, напомнив, что ряд приборов, созданных российскими учеными, в течение многих лет успешно работают на западных исследовательских зондах.

При этом, сказал Зеленый, анализ и интерпретация научных результатов, полученных на космических аппаратах, ведется в рамках программ исследований РАН и на ее средства.

Комментируя слова Поповкина, что новая миссия нужна "не просто для того, чтобы написать 20 докторских и 50 кандидатских диссертаций, а чтобы действительно продвинуть знание о нашей Вселенной", Зеленый отметил, что не может понять, что плохого в диссертациях.

"Диссертации ведь ценны не сами по себе, а как итог большой научно-исследовательской работы, результаты которой в соответствии с требованиями ВАК должны быть опубликованы в самых престижных международных и российских научных журналах, пройдя жесткую и подчас нелицеприятную экспертизу. За качество диссертаций, подготовленных в нашем институте, я с уверенностью могу поручиться. Думаю, что и на предприятиях Роскосмоса диссертации в большинстве случаев пишутся по делу, а не для "грызущей критики мышей", как говорил Карл Маркс", - заключил директор ИКИ.