МОСКВА, 30 мар - РИА Новости. Подсолнухи, изображенные на серии картин Ван Гога, имеют признаки генных мутаций, говорится в статье, опубликованной учеными из университета Джорджии (США) в журнале PLoS Genetics.
Наиболее типичный фенотип подсолнуха - сложное соцветие из цветков двух видов. По периметру расположены узким рядом яркие и широкие бесплодные цветки, которые воспринимаются обычно как лепестки и привлекают насекомых-опылителей. В центральной же части располагается около тысячи трубчатых цветков, дающих начало семенам.
Большинство соцветий, изображенных на картинах Ван Гога, имеют совсем небольшой "плодоносящий" внутренний диск, почти скрытый под множеством внешних цветков-лепестков, что, как выяснили ученые, вызвано генной мутацией. Такие соцветия не слишком успешны в размножении, поскольку им удается произвести мало семян, а крайняя степень проявления такого признака - соцветие, напоминающее желтую астру, которое не имеет семян вообще.
Ученые повторили подобную мутацию экспериментально, применив ту же методику скрещивания, которую Грегор Мендель, отец генетики, использовал в XIX веке - во времена, когда творил Ван Гог, говорится в сообщении. Исследователи скрестили нормальный подсолнух с "полумутантом", у которого плодоносящих цветков было меньше нормы. В результате получились не способные к размножению "астры" и сверхпродуктивные соцветия, почти полностью состоящие из плодоносящих цветков.
Авторы работы обнаружили, что мутация происходит в гене HaCYC2c, который отвечает за рост бесплодных цветков: вставка дополнительного участка генной "нити" заставляет этот ген бесконтрольно увеличивать активность. Однако при удвоении подобной вставки получается соцветие с недоразвитыми декоративными цветками, полностью направленное на размножение, в том числе, самоопыление, которое предпочтительно для растения при проникновении на новые территории.
Вместе с тем, ученые доказали, что у диких подсолнухов мутация в гене HaCYC2c не встречается.
Ван Гог написал две серии картин под названием "Подсолнухи". Первая написана в Париже в 1887 году, где на всех полотнах изображены лежащие цветы. Вторая серия, где цветы стоят в вазах, на основании которой генетики и провели исследование, выполнена через год в городе Арле. Этот период искусствоведы связывают с окончательным формированием своеобразной творческой манеры художника.