Открытие ученых может помочь создать вакцину против малярии - РИА Новости, 15.02.2012

Открытие ученых может помочь создать вакцину против малярии

МОСКВА, 15 фев - РИА Новости. Открытие у возбудителя малярии белкового "скелета", который он обретает на время размножения в организме хозяина, может помочь создать вакцину, способную раз и навсегда остановить распространение болезни, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Journal of Cell Science.

Малярийные плазмодии (Plasmodium falciparum) - простейшие организмы, возбудители малярии. Они попадают от человека к человеку, переносясь в кишечнике комаров рода Anopheles в так называемой покоящейся стадии. Эта способность простейших временно "консервироваться" объясняет рецидивы, которые возникают у некоторых заболевших спустя годы после исчезновения клеток плазмодия из крови.

Ученые из университета Мельбурна (Австралия) впервые описали биохимию трансформации малярийных плазмодиев. С помощью трехмерной электронной микроскопии исследователи обнаружили, что у готовых к размножению простейших формируется под оболочкой клетки белковый скелет в форме полумесяца или банана.

По мнению ученых, именно такая удлиненная форма белкового скелета помогает плазмодию избегать механической фильтрации через синусоидные капилляры селезенки, которые обеспечивают очистку крови в организме человека (подобная форма не воспринимается клетками-"стражами" как инородное тело, подлежащее уничтожению).

"Малярийный плазмодий может размножаться только в такой форме... Теперь наша задача - прицельно создать вещество, разрушающее этот белковый скелет, тогда появится шанс остановить распространение малярии раз и навсегда", - считает руководитель исследования, сотрудник университета Мельбурна Мэттью Диксон (Matthew Dixon), чьи слова приведены в сообщении пресс-службы университета.

Самым распространенным медикаментом для лечения малярии с момента открытия европейцами Америки и по сегодняшний день является хинин - горький порошок из коры хинного дерева. Высокоэффективным считается также экстракт полыни однолетней (Artemisia annua), который содержит вещество артемизинин, однако лекарства на его основе очень дороги.

Согласно статистике, ежегодно от малярии в мире умирают около 600 тысяч человек, большинство из которых - дети и беременные женщины. От осложнений в результате инфекции страдают около 225 миллионов человек, а в Африке каждую минуту от малярии умирает один ребенок.