Два новых элемента предложено назвать в честь лабораторий в РФ и США - РИА Новости, 01.12.2011

Два новых элемента предложено назвать в честь лабораторий в РФ и США

Российские и американские физики, первооткрыватели 114-го и 116-го элементов таблицы Менделеева, официально предложили назвать первый из них в честь Лаборатории ядерных реакций и ее основателя - советского физика Георгия Флерова, а второй - в честь Ливерморской национальной лаборатории и одноименного города в США.

МОСКВА, 1 дек - РИА Новости. Российские и американские физики, первооткрыватели 114-го и 116-го элементов таблицы Менделеева, официально предложили назвать первый из них в честь Лаборатории ядерных реакций и ее основателя - советского физика Георгия Флерова, а второй - в честь Ливерморской национальной лаборатории и одноименного города в США, сообщила президент Международного союза теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) Николь Маро (Nicole Moreau).

Химические элементы тяжелее урана, имеющего порядковый номер 92 в таблице Менделеева, не встречаются в природе. Сверхтяжелые элементы (такие, как плутоний) синтезируют в ядерных реакторах, а начиная с 100-го элемента - только в ускорителях, путем сталкивания ядер других элементов.

Элементы с атомными номерами 114 и 116 были впервые синтезированы на циклотроне Лаборатории ядерных реакций имени Флерова в Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ) в подмосковной Дубне. Эти эксперименты проводила группа российских ученых под руководством академика Юрия Оганесяна при участии американских коллег из Ливерморской национальной лаборатории имени Лоуренса.

Элемент под номером 114 был получен в 2000 году путем бомбардировки на ускорителе мишени из плутония-242 ядрами кальция-48, а 116-й элемент - в 2004 году в реакции кальция-48 и кюрия-245.

В июне совместная рабочая группа ИЮПАК и Международного союза теоретической и прикладной физики (ИЮПАП) по определению приоритета в открытии новых элементов объявила об официальном признании новых элементов. После этого первооткрыватели получили право предложить свои варианты названий для новых элементов, под которыми они и войдут в таблицу Менделеева.

После детальных обсуждений - было проведены три телеконференции Дубна-Ливермор - авторский коллектив направил в ИЮПАК совместное предложение назвать новые элементы флеровием (114 элемент) и ливерморием (116 элемент).

Флеровий (Flerovium, Fl) предложили назвать в честь Лаборатории ядерных реакций имени Флерова ОИЯИ, являющейся признанным лидером в области синтеза сверхтяжелых элементов. Георгий Флеров - советский физик-ядерщик, специалист в области деления ядер, синтеза новых химических элементов, новых видов радиоактивности. Участник создания советского ядерного оружия. В 1940 году совместно с Константином Петржаком открыл новый тип радиоактивных превращений - спонтанное деление ядер урана. Благодаря идеям Флерова в ОИЯИ был получен целый ряд химических элементов.

Ливерморий (Livermorium, Lv) предложено назвать в честь Ливерморской национальной лаборатории им. Лоуренса и места ее расположения, города Ливермор в штате Калифорния. Его ученые уже более 20 лет участвуют в экспериментах по синтезу новых элементов, проводимых в Дубне.

Теперь эти предложения официально приняты отделением неорганической химии ИЮПАК, после чего Союз выпустит предварительные рекомендации. Они в течение пяти месяцев будут обсуждаться экспертам и химикам, которые установят, являются ли предложенные названия благозвучными и приемлемыми для всех языков мира. В случае, если не поступит возражений, названия одобрит совет ИЮПАК. Лишь затем названия и символы новых элементов печатаются в официальном журнале союза - Pure and Applied Chemistry, и они считаются официально принятыми.

Помимо 114 и 116 элементов, в ОИЯИ в разное время были также синтезированы химические элементы с порядковыми номерами 104, 113, 115, 117 и 118. В знак признания выдающегося вклада ученых ОИЯИ в современную физику и химию, 105-му элементу таблицы Менделеева в 1997 году решением ИЮПАК присвоено название "дубний".

В настоящее время на повестке дня признание ИЮПАК приоритета Дубны в синтезе еще четырех новых элементов.