Подледные вулканы исцарапали ледовый щит спутника Юпитера - ученые - РИА Новости, 16.11.2011

Подледные вулканы исцарапали ледовый щит спутника Юпитера - ученые

МОСКВА, 16 ноя - РИА Новости. Впадины, расселины и выступы, которыми покрыта ледяная поверхность Европы, спутника Юпитера, оказались "шрамами" от активности подледных вулканов и других источников геотермальной энергии, сообщают американские астрономы в статье, опубликованной в журнале Nature.

Европа покрыта толстым слоем льда и имеет так называемых хаотический рельеф: участки ее поверхности выглядят как беспорядочное нагромождение равнин, невысоких горных гряд и неглубоких расселин. Считается, что такой рельеф характерен только для двух объектов в Солнечной системе - Европы и Марса. При этом низкая температура поверхности и толстая корка льда не позволяют говорить об эрозии спутника Юпитера "изнутри" и снаружи, поэтому не вполне ясно, откуда на ее поверхности "шрамы".

Группа ученых под руководством Бритни Шмидт (Britney Schmidt) из университета штата Техас в городе Остин (США) обнаружила виновника "хаоса" на Европе, сопоставив структуру ледников Земли с устройством ледового щита Европы. Шмидт и ее коллеги изучили снимки хаотических зон Конамара и Тера Макула на поверхности спутника Юпитера, которые были получены автоматической межпланетной станцией "Галилео" в 1997-2001 годах.

Астрономы заметили, что хаотические зоны на Европе напоминают по своему внешнему виду и устройству поверхность ледовых щитов Земли там, где находится вулкан или другие источники тепла. К числу подобных объектов относится спящий вулкан Гримсвотн в Исландии, который ненадолго "проснулся" в мае этого года.

Как объясняют ученые, геотермальная энергия вулкана растапливает часть массы ледника, которая скапливается в виде подледного озера. Кроме того, остальная часть льда ослабляется и насыщается солью и другими примесями, что превращает ледовый щит над вулканом и озером в "мозаику" из замерзшей "грязной" воды и вмороженных в нее айсбергов из относительно чистой воды.

Оба этих признака были найдены в зонах Конамара и Тера Макула на снимках "Галилео". Убедившись во внешнем сходстве хаотических форм рельефа Европы и ледников над земными вулканами, ученые разработали модель формирования таких структур.

Согласно этой модели, восходящие потоки относительно чистого льда сталкиваются с верхними слоями "грязного" ледника и растапливаются, превращаясь в линзообразное озеро под поверхностью льда. Вода в такой линзе постепенно начинает давить вверх и раскалывает верхние слои льда. Трещины между отдельными "айсбергами" заполняются подсоленной водой и постепенно замерзают. В результате относительно плоская ледовая равнина превращается в хаотическую смесь низин и высоких глыб твердого льда.

По расчетам ученых, регион Конамара представляет собой полностью сформировавшуюся хаотическую зону, тогда как область Тера Макула, вероятно, находится на первых стадиях развития. Концентрические впадины в этой местности, скорее всего, являются признаком формирования крыши подледного озера и раскола "грязного" льда.

Астрономы считают, что там до сих пор существует подледное озеро с жидкой водой, чей объем они оценивают в 20-60 тысяч кубических километров, что сравнимо с объемом всей системы Великих американских озер. Шмидт и ее коллеги предполагают, что этот водоем замерзнет через 100 тысяч - 1 миллион лет.

Множество таких хаотических структур на поверхности Европы указывают на то, что эти процессы носят постоянный характер. Дальнейшее изучение Тера Макула и другой хаотической зоны Муриас поможет доказать или опровергнуть данное предположение.