МОСКВА, 30 окт - РИА Новости. Центр принятия решений в мозге приматов состоит из двух частей - отдела "оценки" и отдела "ревизии", и поломка первого может стать причиной клептомании, игромании или других форм навязчивого поведения, связанных с потерей способности оценивать последствия своих действий, пишут британские и американские нейрофизиологи в статье, опубликованной в журнале Nature Neuroscience.
Считается, что большая часть префронтальной коры - передней части лобных доль мозга - отвечает за оценку и принятие решений. Повреждения нервной ткани в этой зоне являются причиной некоторых случаев клептомании, неудержимого желания играть в азартные игры и некоторых тяжелых случаев алкогольной или наркотической зависимости. Пока не совсем ясно, как нейроны разных отделов префронтальной коры - орбифронтальной зоны и передней поясной коры - задействованы в этом процессе.
Группа ученых под руководством Стивена Кеннерлея (Steven Kennerley) из университетского колледжа Лондона изучила работу "центра принятия решений", проследив за активностью нейронов в префронтальной коре макак-резусов (Macaca mulatta) во время игры, победа в которой зависела от цепочки действий обезьяны.
Кеннерлей и его коллеги разработали компьютерную игру, в которой обезьяна могла выбрать по одному изображению из трех пар картинок. Первая пара управляла вероятностью получения награды, вторая - ее размерами, а третья - количеством усилий, которое обезьяна должна была потратить на получение сока.
Размер награды, шансы на ее получение и количество усилий - то есть нажатий рычага - были произвольно установлены для каждой комбинации изображений. К примеру, большое количество нажатий в некоторых случаях "вознаграждалось" лишь небольшой порцией сока, и наоборот - за одно-два нажатия макака получала полный стакан сладкой жидкости.
Ученые подключили 24 микроэлектрода к 600 нейронам в орбифронтальной зоне, боковой фронтальной и передней поясной коре мозга макак и записывали их активность во время игры. Обезьяны быстро научились выбирать "правильный" вариант картинки и принимали максимально "выгодное" решение в 98% случаев.
Во время игры биологи проводили две серии записи сигналов - во время непосредственного выбора и в момент получения награды.
Оказалось, что за оценку последствий решения отвечает передняя поясная кора. Как отмечают ученые, активность в этой области мозга зависела от размеров ожидаемой награды - максимальная частота импульсов была зафиксирована при ожидании большой порции сока и минимальная - при небольшой.
После получения награды включались другие клетки с "отрицательными" импульсами, сила которых зависела от реальной награды схожим образом. Таким образом, если реальная награда совпадала или была больше ожидаемой, в центры памяти откладывался "нулевой" или "отрицательный" импульс, а в обратном случае - положительный. Это помогает мозгу примата запоминать, какие варианты картинок являются выигрышными, а какие нет.
Последствия предыдущих действий запоминаются в нейронах орбифронтальной зоны - перед принятием нового решения они считываются и сравниваются с текущим значением в нейронах передней поясной коры. По оценкам ученых, мозг обезьяны тратит на сопоставление прошлых и настоящих решений примерно 300 миллисекунд.
Таким образом, повреждение передней поясной коры может привести к потере способности оценивать значимость тех или иных решений, что и вызывает безудержное желание играть в азартные игры у игроманов и красть чужие вещи у некоторых клептоманов.