МОСКВА, 1 сен - РИА Новости. Легендарный советский и российский ученый-конструктор, один из ближайших соратников Сергея Королева, академик РАН, доктор технических наук Борис Черток считает, что в аварии грузового корабля "Прогресс М-12М" ничего катастрофического для космической отрасли РФ нет, как с точки зрения статистики, так и с точки зрения надежности.
Ракета-носитель "Союз" с грузовым кораблем "Прогресс", стартовавшая с Байконура 24 августа, из-за аварии в топливной системе не вывела аппарат на орбиту, обломки упали на Алтае. За несколько дней до этого ЧП, 18 августа, ракета "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" не смогла вывести на расчетную орбиту космический аппарат "Экспресс АМ-4" из-за сбоя в системе управления "Бризом". В декабре 2010 года были потеряны три спутника "Глонасс-М", поскольку в разгонный блок из-за ошибки в технической документации залили лишнее топливо. В феврале 2011 года был потерян геодезический космический аппарат военного назначения "Гео-ИК-2". Эти аварии вызвали дискуссии о ситуации в ракетно-космической отрасли России.
"Я бы сказал, по сравнению с тем, что было раньше в нашей космической отрасли, такие нештатные ситуации, отказы очень редки. Поэтому мне представляется, что наша космическая отрасль, в части особенно пилотируемых программ, добилась довольно хороших результатов, и мы имеем достаточно надежные космические корабли. Я имею в виду "Союз" и "Прогресс". И если мы имеем один отказ третьей ступени на этой ракете-носителе ("Союз-У"), которая несла корабль "Прогресс", то, мне представляется, с точки зрения статистики и надежности ничего катастрофического нет", - сказал Черток в четверг в ходе онлайн-конференции на сайте РИА Новости.
По его словам, в советское время аварий и катастроф в космической отрасли было в десять раз больше.
"Я сам участник "организации" таких катастроф. И на моей совести, скажу в порядке самокритики, несколько очень сложных и тяжелых (катастроф), правда, без всяких человеческих жертв. ... чтобы получить, обеспечить впервые в мире мягкую посадку на поверхность Луны и посмотреть, что собой представляет лунный грунт, мы потратили восемь ракет-носителей и космических аппаратов. Потому что до этого имели непрерывные отказы", - вспоминает Черток.
"И эти отказы рассматривались на уровне правительства. Там, в частности, на заседании военно-промышленной комиссии меня как технического руководителя собирались даже снять с работы и наказать строго. За меня заступился Сергей Павлович Королев и сказал: "Не надо сейчас никого наказывать, идет процесс познания, идет процесс освоения космического пространства. Я вам обещаю, что следующая посадка даст нам панораму лунной поверхности". И действительно, следующий пуск оказался благополучным, и эта панорама (Луны) ныне украшает мой кабинет", - рассказал ученый-конструктор.