Зонд НАСА Juno в пятницу отправится в долгую дорогу к Юпитеру - РИА Новости, 05.08.2011

Зонд НАСА Juno в пятницу отправится в долгую дорогу к Юпитеру

МОСКВА, 5 авг - РИА Новости. Исследовательский зонд НАСА Juno ("Юнона"), призванный раскрыть тайны Юпитера, самой большой планеты Солнечной системы, готовится к старту с мыса Канаверал: на дорогу к газовому гиганту у аппарата, "экипированного" самыми разными научными инструментами, уйдет пять лет.

Juno - вторая миссия программы New Frontiers, "первенцем" которой стал зонд New Horizons, летящий сейчас к Плутону. Ожидается, что "Юнона", которая станет самым удаленным от Солнца аппаратом на солнечных батареях, достигнет Юпитера в июле 2016 года и проведет на орбите вокруг планеты около одного года. Общая стоимость миссии составляет более 1,1 миллиарда долларов.

Выбор названия миссии НАСА связывает с тем, что древнеримская богиня Юнона, сестра и жена царя богов Юпитера, согласно одной из легенд, однажды смогла увидеть мужа за облаками, которыми он пытался укрыться от нее. Ученые надеются, что уникальный космический аппарат сможет точно так же "заглянуть" за атмосферу Юпитера и найти "рецепт" самого газового гиганта и всей Солнечной системы.

Все внимание на "Эмили"

Окно запуска аппарата продолжительностью 22 дня открывается 5 августа, плановое время старта - 11.34 пятницы по времени восточного побережья (19.34 мск). По последним данным, прогноз погоды на время старта на 70% благоприятный, с незначительными дождями в районе стартового комплекса.

Ракета-носитель Atlas V, которая должна вывести Juno на нужный маршрут, в четверг была вывезена на стартовую площадку. Ранее директор запуска Омар Баез (Omar Baez) сообщил журналистам, что из-за угрозы со стороны тропического шторма "Эмили" запуск мог быть перенесен более чем на сутки еще до вывоза ракеты на стартовую площадку. Вероятность неблагоприятной для старта погоды в субботу возрастает с 30% до 60%, и если запустить Atlas в пятничное 69-минутное окно не получится, ракету, видимо, придется увезти обратно в сборочный комплекс, чтобы защитить от непогоды.

Как отмечает американское космическое агентство, "Эмили", скорее всего, не повлияет на погоду в плановое время запуска, однако метеорологи постоянно следят за его перемещением через Карибы к юго-востоку Флориды.

Солнечная мельница

Размер "тела" аппарата составляет примерно 3,5 на 3,5 метра, при этом края трех солнечных батарей Juno образуют круг диаметром около 24 метров. Длина каждой батареи составляет около 8,8 метров. В полете Juno будет вращаться со скоростью около полутора оборотов в минуту.

Масса Juno составляет чуть более 3,6 тонны, около половины ее приходится на топливо, которое несет с собой аппарат. На пути к Юпитеру зонд не будет "впадать в спячку", поскольку ему придется выполнить ряд маневров по корректировке орбиты. В 2013 году Juno вернется к Земле, чтобы использовать ее притяжение для "разгона" к Юпитеру.

Солнечные батареи были выбраны в качестве источников питания для аппарата из соображений практичности и более низкого риска. При запуске три панели солнечных батарей аппарата будут сложены, они должны будут раскрыться примерно через час после старта.

От ядра до полярных сияний

Основной задачей нового зонда станет изучение химического состава Юпитера: в частности, аппарат оценит количество кислорода и воды, что позволит сузить круг гипотез о процессе формирования газового гиганта. В зависимости от того, сколько кислорода обнаружит Juno, ученые смогут понять, где именно образовался Юпитер - там, где он находится сейчас, или же дальше от Солнца.

Ожидается, что Juno будет исследовать гравитационное и магнитное поля Юпитера, сможет изучить его внутреннее строение и определить, имеется ли у газового гиганта ядро из тяжелых химических элементов. Это ядро, по некоторым предположениям, когда-то могло быть "заготовкой" для Юпитера, протопланетой массой около 10 земных, которая затем "притянула" к себе вещество молодой Солнечной системы, фактически "поделив" его с Солнцем.

По словам научного руководителя миссии Скотта Болтона (Scott Bolton), Юпитер "фактически сформировался из всего того, что осталось в будущей Солнечной системе после возникновения Солнца". Таким образом, изучая Юпитер, ученые надеются определить "список ингредиентов", из которых формировалась Солнечная система и все ее небесные тела, в том числе и Земля.

Помимо этого, аппарат благодаря полярной орбите сможет изучить полярные сияния - самые сильные в Солнечной системе, и ученые надеются затем сравнить эти данные с наблюдениями "Кассини", изучающего Сатурн, и земными наблюдениями.

Инструмент микроволнового спектра Juno также поможет астрономам понять, насколько глубоки "корни" Большого красного пятна, гигантского антициклона, существующего в атмосфере планеты как минимум 350 лет. Большое красное пятно, как считается, впервые обнаружил итальянский астроном Джованни Кассини: его изображение нашли в рисунках ученого от 1665 года. Самые красные области пятна, размер которого равен примерно трем диаметрам Земли, а средняя температура - 160 градусам Цельсия ниже нуля, соответствуют относительно теплому ядру урагана, которое окружают более холодные внешние вихри.

Привет с Земли

Помимо научных инструментов, Juno несет на борту необычных "пассажиров" - алюминиевые "лего"-фигурки Галилео Галилея и римских богов Юпитера и Юноны. Фигурки высотой около 3,8 сантиметра, изображающие великого ученого с телескопом и маленьким Юпитером, богиню с зеркалом и ее мужа с молниями, похожи на фигурки из обычных "земных" наборов конструктора. Они, как и электроника аппарата, укрыты защитными пластинами.

Помимо фигурок, на Juno установлена памятная табличка в честь 400-летнего юбилея астрономических открытий Галилея. Табличку с портретом ученого подготовило итальянское космическое агентство.

Кроме того, как и в случае с другими миссиями НАСА, "Вояджерами", "Галилео" и "Кассини", данные с радио- и плазма-сенсора WAVES на борту зонда можно будет представить как звук, и все желающие смогут услышать то, что "слышит" Juno.