slide

Биологи расшифровали геном картофеля

Картофель. Архив

МОСКВА, 10 июл - РИА Новости. Международная группа ученых, в которую входили российские специалисты, расшифровала геном картофеля; биологи, в частности, выяснили, какие гены управляют формированием картофельных клубней и накоплением в них крахмала, говорится в статье, опубликованной в воскреснье в журнале Nature.

Картофель - одна из важнейших сельскохозяйственных культур, составляющих значительную часть рациона людей во всем мире. Однако высокое генетическое разнообразие и размножение вегетативным путем препятствуют эффективной селекции картофеля традиционными "мичуринскими" способами, поэтому расшифровка генома открывает новые возможности по созданию новых сортов этого растения.

Ученые из международного Консорциума секвенирования генома картофеля (Potato Genome Sequencing Consortium, PGSC), в который входили специалисты Центра "Биоинженерия" Российской академии наук, считают, что знание структуры генома поможет создать более питательные сорта.

Как сообщают авторы работы, им удалось расшифровать до 86% от общего объема генома, содержащего 844 миллиона "букв" генетического "алфавита" - нуклеотидов, из которых состоит молекула ДНК. Это почти в 3,5 раза меньше размера генома человека. Большую часть генома картофеля - до 63% - составляют повторяющиеся фрагменты ДНК.

Авторам статьи удалось выделить около 39 тысяч генов, расположенных на 12 хромосомах и кодирующих белки, выполняющие различные функции. При этом примерно 2,7 тысячи генов характерны для растений подкласса астерид (Asteridae), к которому принадлежит картофель, а еще 3,4 тысячи генов уникальны только для генома картофеля.

Биологи также установили, что в формировании картофельных клубней задействовано около 15 тысяч генов. Они управляют синтезом белков, в частности, отвечающих за синтез крахмала в клетках клубней и защищающих молодые клубни от болезней.

Ученым удалось выяснить, как шла эволюция картофеля. По их оценкам, древние предки картофеля и растений из подкласса розиды (Rosidae), к числу которых принадлежат виноград и тополь, разделились на две разные ветви примерно 90 миллионов лет назад.