slide

Два синтезированных в России химических элемента признаны официально

Таблица Менделеева. Архив

МОСКВА, 3 июн - РИА Новости. Два сверхтяжелых химических элемента с номерами 114 и 116, ранее синтезированные российскими физиками, официально признаны международными экспертами, устанавливающими приоритет открытия и имена для новых элементов таблицы Менделеева.

Как говорится в докладе совместной рабочей группы международного союза теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) и международного союза теоретической и прикладной физики (ИЮПАП) по определению приоритета в открытии новых элементов, опубликованном на сайте ИЮПАК, открытия получили официальный статус после того, как совместная рабочая группа в течение трех лет анализировала полученные данные.

В докладе подтверждается факт открытия новых химических элементов и подтверждается приоритет в этом процессе специалистов группы под руководством академика РАН Юрия Оганесяна из Объединенного института ядерных исследований в подмосковной Дубне, синтезировавших эти элементы при содействии американских коллег из Ливероморской национальной лаборатории.

Элемент под номером 114 был впервые синтезирован в декабре 1998 года путем бомбардировки ядрами кальция-48 мишени из плутония-244, а 116 элемент - в июле 2000 года путем бомбардировки ядрами кальция-48 мишени из кюрия-248.

"Это первый этап, где признается приоритет и признается сам факт открытия, а потом это передается в номенклатурную комиссию, которая должна дать название. А потом это название утверждается на общей Ассамблее ИЮПАК", - сказал РИА Новости Оганесян.

Новые элементы будут добавлены в периодическую таблицу Менделеева, когда получат название, пояснил он.

"Комиссия смотрит, чтобы название было общепринятым, в соответствии с традицией называть - в честь планет, в честь места, где было сделано открытие, или в честь великих ученых", - отметил собеседник агентства.

Оганесян отметил, что сейчас ученые из Дубны ждут обращения со стороны комиссии по номенклатуре ИЮПАК, которая должна запросить у них предложения по названию новых элементов. При этом он отказался сообщить, какими могут быть предложения российских физиков.

"Пусть сначала обратятся", - сказал академик.

Вместе с тем он не исключил, что один из элементов может быть назван в честь советского физика Георгия Флерова, возглавлявшего в ОИЯИ работы по синтезу новых химических элементов.

Вице-директор ОИЯИ Михаил Иткис в марте сообщил журналистам, что российские физики "хотели бы 114 элемент назвать в честь Георгия Флерова - флеровий, а второй - московий, ... в честь Московской области".

Георгий Флеров - советский физик-ядерщик, специалист в области деления ядер, синтеза новых химических элементов, новых видов радиоактивности. Участник создания советского ядерного оружия. В 1940 году совместно с Константином Петржаком открыл новый тип радиоактивных превращений - спонтанное деление ядер урана. Благодаря идеям Флерова в ОИЯИ был получен целый ряд химических элементов. Именем ученого названа лаборатория ядерных реакций ОИЯИ.

Участники эксперимента по синтезу 117-го элемента – Владимир Утенков и Юрий Оганесян

Помимо 114 и 116 элементов, в ОИЯИ в разное время были также синтезированы химические элементы с порядковыми номерами 104, 113, 115, 117 и 118. В знак признания выдающегося вклада ученых ОИЯИ в современную физику и химию 105 элементу таблицы Менделеева в 1997 году решением ИЮПАК присвоено название "дубний".

Директор лаборатории ядерных реакций ОИЯИ Сергей Дмитриев в марте сообщил журналистам, что ученые института "намерены вскоре начать эксперименты по синтезу 119 элемента".

На Земле химические элементы тяжелее урана, имеющего порядковый номер 92 в таблице Менделеева, не встречаются, так как являются радиоактивными, и их ядра уже распались за более чем четыре миллиарда лет земной истории. Все элементы тяжелее урана синтезируются в специальных ядерных реакторах и в ускорителях при столкновении ядер других элементов. С середины прошлого века физики-ядерщики всего мира ищут так называемый "остров стабильности" сверхтяжелых элементов.

Ядра всех сверхтяжелых элементов очень неустойчивы и распадаются на более мелкие ядра и частицы за считанные доли секунды. Однако в 50-60-х годах прошлого века физики разработали теорию, согласно которой ядра некоторых сверхтяжелых элементов могут иметь особую конфигурацию, позволяющую им существовать минуты, часы, дни и месяцы. Некоторые ученые убеждены, что сверхтяжелые элементы могут быть стабильны даже в течение миллионов лет.