НАСА официально прекратило миссию марсохода "Спирит" - РИА Новости, 25.05.2011

НАСА официально прекратило миссию марсохода "Спирит"

© NASA / JPL / UAНа снимке, сделанном зондом MRO, «Спирит» выглядит как яркая точка
На снимке, сделанном зондом MRO, «Спирит» выглядит как яркая точка
Марсоходы "Оппортьюнити" (Opportunity - "возможность") и "Спирит" (Spirit - "дух") были высажены на Марс в январе 2004 года. Рассчитанные на 90 дней работы, "близнецы" в конце мая 2010 года побили предыдущий рекорд продолжительности миссии на поверхности Марса, установленный "Викингом-1", - шесть лет и 116 дней.

МОСКВА, 25 мая - РИА Новости. Аэрокосмическое агентство НАСА в среду, после серии последних попыток связаться с марсоходом "Спирит", "молчащим" с марта 2010 года, официально объявило о завершении его миссии и о переходе проекта на "одиночный режим" - работу с "оставшимся в живых" близнецом "Спирита", марсоходом "Оппортьюнити", сообщила пресс-служба Лаборатории реактивного движения (JPL) НАСА.

Последний успешный сеанс связи со "Спиритом" состоялся 22 марта 2010 года накануне марсианской зимы, когда количество энергии, поступающей от солнечных батарей, сильно сократилось. За год до этого "Спирит", два из шести колес которого сломались, застрял в песчаной ловушке и превратился в стационарный исследовательский модуль. Специалисты НАСА в последние месяцы предпринимали многочисленные попытки "разбудить" марсоход, рассчитывая на то, что с приходом весны у него окажется достаточно энергии для продолжения работы.

В среду завершилась последняя безуспешная серия таких попыток восстановить связь, рассчитанная на разные комбинации состояния приборов аппарата.

Всего марсоход преодолел 7,73 километра и более чем в 12 раз перекрыл планируемое расстояние. Камеры ровера сделали более 124 тысяч снимков. Он исследовал с помощью спектрометра и микроскопа около 100 образцов породы.

Одно из самых важных открытий "Спирит" сделал, уже став "инвалидом", в 2007 году, когда из-за выхода из строя правого переднего колеса ему пришлось двигаться задом наперед. Это колесо пропахало глубокую борозду, на дне которой оказалось ярко-белое вещество. Спектрометр марсохода позволил определить, что это вещество - почти чистый кремний.

"Это показало, что здесь были когда-то горячие источники или выходы подземного пара, которые могли создать благоприятные условия для микроорганизмов", - говорит ведущий научный сотрудник проекта Стив Сквайрс (Steve Squyres) из Корнеллского университета.

Данные со "Спирита" продолжают анализировать ученые, и они еще могут стать источником новых открытий. Так, в 2010 году данные со спектрометра, полученные еще в 2005 году, позволили обнаружить породы с высокой концентрацией карбонатов - солей угольной кислоты. Их присутствие указывает на влажную среду с низкой кислотностью, которая в древности могла дать возможность микробной жизни на Марсе.

Теперь ученые намерены использовать средства связи с марсоходом - сеть антенн Deep Space Network и два орбитальных зонда на Марсе - на проект MSL Curiosity - новый марсоход, который планируется запустить в ноябре.

"Хотя мы больше не верим, что "Спирит" можно вернуть к жизни, периодически Deep Space Network будет искать его сигналы, когда это будет позволять график работы", - сказал ранее менеджер программы по исследованиям Солнечной системы в НАСА Дэйв Лэйвери (Dave Lavery).