Нептун не сдвигал пояс Койпера, считают астрофизики - РИА Новости, 06.10.2010

Нептун не сдвигал пояс Койпера, считают астрофизики

© NASAПояс Койпера и облако Оорта
Пояс Койпера и облако Оорта
Астрофизики из университета Виктории в Канаде продемонстрировали, что так называемый пояс Койпера - пояс небольших небесных тел на периферии Солнечной системы - вопреки современным представлениям ученых всегда находился в этом участке космического пространства и не был смещен сюда гравитацией Нептуна.

МОСКВА, 6 окт - РИА Новости. Астрофизики из университета Виктории в Канаде продемонстрировали, что так называемый пояс Койпера - пояс небольших небесных тел на периферии Солнечной системы - вопреки современным представлениям ученых всегда находился в этом участке космического пространства и не был смещен сюда гравитацией Нептуна, сообщается в статье исследователей, принятой к печати в журнале Astrophysical Journal Letters.

Астрономы полагают, что наша Солнечная система выглядела совсем иначе, чем теперь, в первые миллионы лет своего существования. По мере ее эволюции орбиты планет претерпевали значительные изменения - Нептун сместился на периферию системы, тогда как Юпитер придвинулся немного ближе к Солнцу. Как менялись орбиты Сатурна и Урана, ученым понятно в меньшей степени, хотя большинство полагает, что эти планеты все-таки, подобно Нептуну, тоже увеличили радиусы своих орбит.

При этом движение Нептуна должно было оказать влияние на местоположение пояса Койпера, находящегося в настоящее время за его орбитой относительно Солнца.

Алекс Паркер (Alex Parker) и его научный руководитель Джон Кавелаарс (John Kavelaars) проводили моделирование движения объектов в этом поясе, многие (около трети) из которых достаточно крупны и имеют более 100 километров в поперечнике. Более всего ученых интересовали так называемые двойные системы - тела, одно из которых вращается вокруг другого по мере того, как оба совершают обороты вокруг солнца.

"Двойные системы очень полезны для астрономов, так как их орбиты очень сильно зависят от окружения. Мы можем их использовать для изучения как современного состояния межпланетного пространства, так и его состояния в далеком прошлом",- пояснил Паркер, слова которого приводит пресс-служба Американского астрономического общества.

В своей модельной работе ученые показали, что двойные системы в поясе Койпера вращаются на очень широких орбитах с медленной скоростью, что было бы невозможно в том случае, если пояс был когда-либо в прошлом смещен на свою нынешнюю позицию в результате движения планеты Нептун.

"Объекты в поясе Койпера не находились бы сейчас на своих орбитах, если бы когда-либо в прошлом испытывали на себе воздействие Нептуна", - сказал Паркер.

Интерес астрономов к поясу Койпера вызван тем, что образующие его тела представляют собой осколки материи, сформировавшей в прошлом все планеты солнечной системы.

"Понимание структуры и истории пояса Койпера поможет нам понять и процессы формирования планет не только в нашей системе, но и в других планетных системах, обнаруживаемых в настоящее время", - подытожил Паркер.