slide

Большой адронный коллайдер преподнес физикам первый сюрприз

Большой адронный коллайдер

МОСКВА, 21 сен - РИА Новости. Физики, работающие на Большом адронном коллайдере, впервые после его запуска обнаружили принципиально новый эффект, не предсказанный существующей теорией - среди сотен частиц, рождающихся при столкновениях протонов, были обнаружены пары, движения которых по неизвестной причине связаны друг с другом.

"Это неожиданное для нас явление, которое впервые обнаружено на коллайдере, и теперь мы будем ждать его интерпретации от теоретиков. Не исключено, что мы действительно дошли до того места, откуда "видно" новые явления, которые не так просто понять, и с ростом энергии они будут проявляться все чаще и чаще", - сказал РИА Новости профессор Владимир Гаврилов, руководитель группы российских физиков из Института теоретической и экспериментальной физики, работающих на детекторе CMS.

Именно на детекторе CMS - одном из четырех главных детекторов коллайдера - были обнаружены эти двухчастичные корреляции.

Функция корреляции для типичных (слева) и многочастичных (справа)событий, во втором случае заметно появление протяженного "хребта".

Большой адронный коллайдер, созданный на границе Швейцарии и Франции Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН) при участии физиков из более 70 стран, был запущен в ноябре 2009 года. Сейчас энергия ускорителя доведена до 3,5 тераэлектронвольта на пучок, что более чем в три раза больше энергии, достигнутой ранее на других ускорителях.

В статье, подготовленной физиками коллаборации CMS и опубликованной на сайте ЦЕРНа, описаны результаты поиска всех пар образующихся в столкновении частиц и измерены различия в направленности их движения.

Оказалось, что некоторые пары частиц, удаляясь друг от друга со скоростью света, остаются соориентированными по направлению своего движения вдоль одного и того же угла, как если бы частицы были некоторым определенным образом ассоциированы вместе.

"Это эффект, который в модельных расчетах не был предсказан", - отметил Гаврилов.

По его словам, уже предложено несколько качественных объяснений этого эффекта, однако пока нет точных численных описаний.

Самая современная теория - квантовая хромодинамика, описывающая взаимодействие кварков и глюонов, гласит, что эти наиболее фундаментальные частицы не могут рождаться поодиночке, а только парами или группами.

"Когда мы "вышибаем" один кварк или глюон, он "хочет" улететь, но не может, поскольку он должен за собой тянуть "струну", которая будет содержать виртуальные частицы. Эта "струна" может натягиваться в направлении между вылетевшим объектом, который мы видим, и остатком того протона, который эту реакцию породил. В результате в этой плоскости реакций могут появляться корреляции", - сказал Гаврилов.

Большой адронный коллайдер, запущенный после годичного перерыва 20 ноября 2009 года, - самый большой в истории ускоритель элементарных частиц. В его 27-километровом кольце сталкиваются разогнанные почти до световой скорости пучки протонов. Изучая результаты этих столкновений, ученые надеются получить новые данные о строении материи. Чем больше столкновений удастся зафиксировать, тем больше шансов, что они столкнутся с новым уникальным событием, например, рождением новых частиц.

Как устроен коллайдер - просто о сложном

Детектор CMS - один из двух универсальных детекторов на БАКе, созданный, чтобы обнаружить широкий круг новых частиц и явлений в протон-протонных и ядро-ядерных столкновениях при высоких энергиях.

Он позволяет измерить свойства известных частиц с беспрецедентной до сих пор точностью, а также вести поиск совершенно новых непредсказуемых явлений. Подобные исследования не только углубят понимание материи.

Текущий сеанс работы коллайдера продолжается уже 18 месяцев. Это должно позволить экспериментаторам аккумулировать достаточно данных для исследования новой территории "терра инкогнита" во всех областях, где ожидается новая физика.

• В физике различают понятия: "воздействие" и "взаимодействие". В исследовании на БАКе мы имеем движение "продукта" разрушения от соударения протонов при воздействии силы взрыва. Эта сила обеспечивает разлетающимся частицам на первом этапе их движения после взрыва свойства заряженных частиц (ускоренное движение со скоростью света). В этом малом начальном промежутке времени разлетающиеся частицы могут взаимодействовать по известным законам электродинамики Максвелла. В следующий миг эти свойства исчезают - частицы превращаются в частицы физического вакуума (в ничто в физическом понимании). Физика элементарных частиц имеет цель открыть механизм взаимодействия частиц структурных образований, обеспечивающий им свойство самосохранения, воздействия на окружающую среду, наличие информации и излучение её в пространство.
    Поэтому БАК не может решать задачи физики элементарных частиц.
    С уважением, Александр.