МОСКВА, 25 мая – РИА Новости. Человечеству необходима транспортно-энергетическая революция для освоения космического пространства и покорения Марса, считают участники круглого стола "Человек в космосе: есть ли границы?", который прошел 25 мая в РИА Новости.
Эта дискуссия завершает цикл из четырех встреч российско-французских ученых в рамках проекта "Что даст наука обществу в XXI веке?". Проект осуществляется посольством Франции в России, научно-просветительским клубом-лекторием РИА Новости "Мозаика знаний" и Фондом Дмитрия Зимина "Династия" при поддержке Французского национального центра по развитию научно-технических знаний "Universcience".
Зачем человечеству осваивать «безмолвное пространство»?
По мнению вице-президента РАН, научного руководителя Института медико-биологических проблем РАН Анатолия Григорьева, освоение космического пространства дает уникальные сведения о человеке.
«Узнать лучше человека, его резервные возможности, узнать, каким образом он адаптируется к этим необычным условиям. И не только для того, чтобы летать дольше и дальше, но и чтобы понять, как эффективнее ему жить на Земле. Мы хотели бы сделать полезное для многих и многих людей, которые живут на Земле», - сказал он о смысле космических полетов.
Первая французская женщина-космонавт, академик Национальной аэрокосмической академии, президент Французского национального центра по развитию научно-технических знаний "Universcience" Клоди Эньере также выразила мнение, что полеты в космос позволяют лучше узнать Землю.
«Я была министром. Занималась наукой. И для меня опыт международных станций «Мир», «МКС» – был очень полезным, в том числе и потому что эти проекты позволили наладить сотрудничество между разными странами. Без сотрудничества всего человечества мы не сможем полететь на Марс», - добавила она.
Нужен ли человек в космосе, или лучше отдать его автоматам?
От обсуждения глобальных задач освоения и изучения космического пространства участники беседы постепенно перешли к практическим вопросам освоения космоса. Отвечая на вопрос о том, как лучше осваивать Вселенную – только с помощью автоматов или с участием человека, практически все отметили, что необходимо и то и другое.
«Я за то, чтобы в космос и автоматы летали и люди. И противопоставлять это нельзя», - сказал Григорьев.
Эньере добавила, что «присутствие человека в космосе позволяет экспериментировать со многими вещами и передавать уникальный опыт».
«Нужно уметь взглянуть на мир по-новому, а это взгляд человека, а не машины. Вот по этому мы летаем в космос», - заключила она.
Академик РАН, президент Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, директор Исследовательского центра имени М.В.Келдыша Анатолий Коротеев подчеркнул, что сегодня необходимо осознать, что «транспортно-энергетические возможности человечества становятся ограниченными».
«На мой взгляд, сегодня космическая техника испытывает нечто схожее с тем, что испытала авиация после Второй мировой войны, когда стало ясно, что поршневая авиация приблизилась к пределу, и надо перейти к качественно новым возможностям. Из каждой тонны, улетающей с Земли в лучшем случае полезным является около 3%. Остальное – это топливо, которое сгорает по дороге. Если мы посмотрим степень экономичности нынешних ракет, то я должен сказать, что особо хвалиться не чем. Показатель экономичности – это тяга на единицу выброшенного продукта с ракеты, у нынешних ракет примерно в 2,5 раза выше чем у немецких ракет ФАУ-2. И это 60 лет напряженнейшей работы всего человечества. Если мы всерьез хотим проникнуть вглубь космоса, нам необходима транспортно-энергетическая революция. Кроме солнечной энергии, которая крайне великое дело, нам нужны возможности концентрированной энергии», - сказал он.
Серьезнейшим шагом в такой революции эксперт назвал планы России по созданию транспортного космического модуля с ядерной энергетической установкой.
Читайте подробнее о проекте создания транспортно-энергетического модуля >>
Сможем ли мы добраться до Марса?
Коротеев считает, что перед тем как ставить цель достичь планеты Марс, человечеству нужно ответить на вопрос о цели такого путешествия.
«Мы можем через какое-то время полететь на Марс, но важны экспедиции познавания», - добавил он, отметив, что современная космическая техника «пока не позволяет сказать, что полет на Марс возможет в ближайшие сроки».
«Я думаю, что у человечества хватит разума работать на Марсе. Главное, чтобы была постановка задач, потому что они стимулируют человечество», - добавил Григорьев.
Клоди сказала, что по некоторым этапам путешествия на Марс уже нужно назначить сроки подготовки.
«И с участием не только инженеров, но и политиков. Но надо прекратить разговоры о том, что это произойдет через 20-30 лет», - добавила она, напомнив, что в свое время США в короткий срок реализовали свою лунную программу.
«Я думаю, что путешествие в космос – как раз прекрасная возможность увлечь людей наукой и оторвать от их мелких проблем. Нужно поднять голову вверх и не смотреть перед собой в землю», - добавила она.
Григорьев в свою очередь выразил мнение, что добраться до «красной планеты» меньше через 20 лет не получится, «если даже сейчас принять решение».
В итоге дискуссии, обсудив различные аспекты реализации космических программ и ответив на ряд вопросов из зала эксперты еще раз озвучили единодушное мнение, что освоение космического пространства человечеству жизненно необходимо.