РИА Новости выбрало главные события недели в науке - РИА Новости, 02.04.2010

РИА Новости выбрало главные события недели в науке

© Фото : CERNБольшой адронный коллайдер
Большой адронный коллайдер

МОСКВА, 2 апр - РИА Новости. Минувшая неделя в науке ознаменовалась нетривиальными объяснениями привычных вещей: так, ученые выяснили, что скорость разводов может быть связана со вторым началом термодинамики, жирная пища способна вызвать наркотическую зависимость, а таяние ледников может спровоцировать глобальное похолодание.

А главным событием недели стал очередной этап в карьере главной звезды современной науки - Большого адронного коллайдера, который наконец начал штатную работу.

Коллайдер вышел на работу

Физики в минувший вторник смогли осуществить первые столкновения протонов в Большом адронном коллайдере на рекордной энергии 7 тераэлектронвольт (ТэВ). Предполагается, что на этой энергии (это лишь половина от проектной) ускоритель проработает до конца 2011 года и начнет наконец получать полноценные научные данные. Ученые рассчитывают обнаружить новые элементарные частицы, изучить свойства материи.

Впрочем, с момента первых столкновений ускоритель проработал лишь три часа и из-за небольших неполадок был остановлен. Поломки на ускорителе происходят постоянно. До сих пор самый длительный период непрерывной работы на энергии 7 ТэВ составил лишь восемь часов. Однако ученые уверены, что установка со временем начнет работать устойчиво.

Запуск коллайдера позволил журналистам через день, 1 апреля, использовать всю свою фантазию, рассказывая о катастрофических и загадочных событиях вокруг него.

Британская Independent сообщила о строительстве нового коллайдера в тоннеле кольцевой линии лондонского метро, издание CNet - о госте из будущего, который пытался остановить работу коллайдера, прервав поставки газировки для экспериментаторов, а сайт Register выдал целую сагу о появлении в детекторе ATLAS портала в другие измерения и боевых действиях на территории ЦЕРНа.

Пакмэн на спутнике Сатурна

Другую почти первоапрельскую историю рассказали специалисты НАСА, которые обнаружили на инфракрасных снимках одной из лун Сатурна - ледяном Мимасе - персонажа культовой компьютерной игры 1980-х годов Пакмэна (Pac-Man).

Компьютерная аркада Pac-Man была создана в 1979 году в Японии. Игрок управляет персонажем в виде желтого круга с глазами и широко разинутым ртом, который путешествует по лабиринту и должен съедать белые точки, а также избегать врагов.

Ученые работали с данными, полученными с инфракрасного спектрометра на борту зонда "Кассини". Они ожидали увидеть плавные переходы температуры от максимума в подсолнечной точке на экваторе до минимума на ночной стороне.

Вместо этого максимум температуры пришелся на районы, где было утро, вдоль края диска луны, образовав характерный для изображения Пакмэна абрис, напоминающий круг с вырезанным сектором-"пастью". Небольшая теплая область - точка во рту Пакмэна - располагается вокруг кратера Гершель.

Браки подчиняются законам термодинамики

Испанский ученый Хосе-Мануэль Рэй (Jose-Manuel Rey) из университета Комплутенсе в Мадриде предложил использовать теорию оптимального управления и законы термодинамики для изучения закономерностей, приводящих к распаду брака.

Он исходил из так называемого второго закона термодинамики отношений, по которому первоначальные чувства людей друг к другу со временем угасают, и для поддержания существующих отношений необходимо прикладывать усилия. Ученый обнаружил, что равновесие модели, в котором отношения можно поддерживать сколь угодно долго, существует, и его можно достичь. Но чтобы его удержать, нужно больше усилий, чем предполагает оптимальный выбор в каждый момент времени без учета будущего.

Эта "разница усилий", если партнеры оценивают ее как слишком затратную, и может стать источником нестабильности отношений.

Жирная пища - наркотик?

Высококалорийная жирная пища, которую можно купить в ресторанах быстрого питания, вызывает у людей привыкание, которое управляется теми же молекулярными процессами в организме, что и привыкание к настоящим наркотикам, заявляют ученые из Скрипсовского исследовательского института в США.

Исследователи впервые показали в экспериментах на крысах, что ожирение у них сопровождается прогрессирующим расстройством химического баланса в мозговых центрах удовольствия. При употреблении наркотиков и, как показали ученые, излишнего количества вкусной жирной и высококалорийной пищи, эти центры становятся все менее чувствительными со временем, заставляя крыс потреблять новые, все большие количества нездоровой еды, что заканчивается патологическим ожирением.

Словарь для фанатов "Аватара"

Лингвисты-любители составили русский словарь вымышленного языка народа На'ви, жителей планеты Пандора, где происходит действие сверхпопулярного фильма "Аватар". Тестовая версия словаря размещена на сайте Ассоциации лексикографов, созданной под эгидой ABBYY, производителя программного обеспечения, и Союза переводчиков России.

Язык На'ви был создан лингвистом Полом Фроммером (Paul Frommer), профессором бизнес-школы имени Маршалла университета Южной Калифорнии, по заказу авторов фильма.

Новый язык уже породил целое сообщество поклонников, которые изучают его, составляют учебники и словари. Теперь энтузиасты создали и на'ви-русский и обратный к нему словарь, который был размещен на сайте Ассоциации лексикографов 18 марта.

Лед тает - это к зиме

Таяние ледников, которое так пугает приверженцев теории глобального потепления, может на деле привести к планетарному похолоданию, особенно если ледник находится где-то на севере Атлантики, сообщил британец Джулиан Мертон.

По его словам, он и его коллеги нашли достоверные доказательства того, что резкое похолодание, начавшееся около 12,8 тысячи лет назад, было вызвано таянием гигантского Лаврентийского ледника, покрывавшего тогда значительную часть Северной Америки, а затем прорывом приледникового озера Агассис и попаданием огромных объемов пресной воды в северную Атлантику.

Более холодная и более легкая пресная вода образовала "экран" на поверхности океана, охлаждая приповерхностный воздух, в результате чего образовалось значительно больше дрейфующего льда, а Гольфстрим - теплое течение, которое определяет климат почти всего северного полушария, - оказался "обрублен" и перестал достигать северных широт.