На Венере в прошлом были океаны и вулканы - ученые

МОСКВА, 14 июл - РИА Новости. На Венере в прошлом, возможно, был океан и шли активные тектонические процессы, подобные тем, что в настоящее время происходят на Земле. К такому выводу пришли ученые после изучение данных, полученных европейским зондом Venus Express.

В статье, опубликованной в Journal of Geophysical Research - Planets, исследователи из Японии, Германии, Франции, Британии и Италии, анализировали первую карту южного полушария Венеры в инфракрасном диапазоне. Она была составлена на основе тысяч снимков, сделанных инфракрасным прибором VIRTIS с мая 2006 года по декабрь 2007-го.

Ранее для изучения поверхности планеты, недоступной прямым наблюдениям из-за толстого слоя облаков, использовались радары. Однако Venus Express стал первым зондом, составившим карту, по которой можно судить о химическом составе пород, поскольку разные породы по разному излучают тепло.

Новые данные согласуются с гипотезой, что горные плато на Венере - древние континенты, которые были окружены океаном.

"Это не доказательство, но это соответствует нашим данным. Теперь мы можем сказать, что породы плато выглядят иначе, чем все остальные", - сказал руководитель проекта Нильс Мюллер (Nils Muller) из германского университета Мюнстера, слова которого цитируются в сообщении Европейского космического агентства.

Восемь советских зондов опускались на поверхность Венеры в 1970-80-е годы. На месте посадок были обнаружены только базальтовые породы. Однако новая карта Венеры показала, что породы на некоторых плато светлее по цвету и выглядят старше, по сравнению с остальной поверхностью. Ученые полагают, что эти породы соответствуют земным гранитам, из которых сложены континенты.

Гранит формируется, когда древние базальты в процессе сдвига континентов попадают вниз, где они реагируют с водой и вновь попадают на поверхность во время извержений вулканов.

"Если на Венере есть гранит, тогда в прошлом здесь должен был быть океан и тектоника плит", - говорит Мюллер.

Вместе с тем, он признает, что единственный способ узнать это наверняка - послать туда посадочный модуль. С течением времени вода на Венере испарилась в космос, но могла остаться вулканическая активность. Инфракрасные наблюдения очень чувствительны к температуре, однако на всех изображениях колебания температур не превышают 3-20 градусов, что явно меньше, чем колебания, которые можно ожидать от потоков лавы.

Хотя Venus Express не зафиксировал следов вулканической активности в это время, Мюллер не исключает, что она все же может иметь место.

"Венера большая планета, изнутри ее разогревают радиоактивные элементы. Здесь должна быть вулканическая активность не меньшая, чем на Земле", - считает он.

Действительно, некоторые области видны на карте, как сложенные более темными породами, что может указывать на относительно недавнюю вулканическую активность.

Новая карта дает астрономам новый инструмент в их попытках понять, почему Венера будучи по размерам очень похожей на землю в то же время эволюционировала настолько иначе.