Зонд "Марс-Одиссей" сменил орбиту, чтобы лучше разглядеть Марс - РИА Новости, 23.06.2009

Зонд "Марс-Одиссей" сменил орбиту, чтобы лучше разглядеть Марс

© NASAЗонд "Марс-Одиссей"
Зонд Марс-Одиссей
Аппарат НАСА "Марс-Одиссей", изучающий Красную планету уже несколько лет, поменял свою орбиту и теперь все время будет наблюдать поверхность планеты в ярком солнечном свете, что позволит получить больше научных данных о геологическом строении Марса с помощью камеры инфракрасного наблюдения.

МОСКВА, 23 июн - РИА Новости. Аппарат НАСА "Марс-Одиссей", изучающий Красную планету уже несколько лет, поменял свою орбиту и теперь все время будет наблюдать поверхность планеты в ярком солнечном свете, что позволит получить больше научных данных о геологическом строении Марса с помощью камеры инфракрасного наблюдения, сообщается в пресс-релизе НАСА.

Смена орбиты заняла 8 месяцев. Если раньше поверхность планеты, находящаяся непосредственно под аппаратом, была все время освещена вечерними лучами солнца (примерно 5 часов вечера по местному времени), то теперь аппарат вращается так, что поверхность планеты под ним всегда освещена послеполуденным солнцем - 15:45 по марсианскому времени.

Это позволит существенно повысить чувствительность прибора THEMIS (Thermal Emission Imaging System), который установлен на искусственном спутнике Марса и предназначен для многоспектральной съёмки поверхности Марса в видимой и инфракрасной части спектра электромагнитных волн.

"Теперь поверхность планеты под находящимся на орбите аппаратом заметно теплее и излучает намного больше тепловой энергии, для детектирования которой и предназначен THEMIS", - сказал Джефри Плаут (Jeffrey Plaut), один из участников проекта Марс Одиссей, слова которого приводятся в сообщении.

До сих пор "Марс-Одиссей", запущенный на орбиту Марса в 2001 году, вращался в относительно слабо освещенной зоне для того, чтобы обеспечить работоспособность двух других его приборов. Теперь нахождение в лучах солнца практически наверняка приведет к перегреву аппарата и выходу из строя гаммалучевого спектрометра (Gamma Ray Spectrometer - GRS), тогда как детектор нейтронов высоких энергий (HEND), созданный российскими специалистами, и нейтронный спектрометр (NS), по расчетам ученых, должны остаться "на ходу".

Ученые полагают, что работа гаммалучевого спектрометра, который в далеком 2002 году позволил выявить водяной лед, залегающий недалеко от поверхности планеты, а так же за несколько лет работы составить карту залегания многих элементов, таких, как железо, кремний и калий, не принесет новых значимых результатов. Поэтому орбиту аппарата было решено оптимизировать под работу в инфракрасной части спектра.

Работая в этом диапазоне, "Одиссей" уже совершал важные геологические открытия, когда ему прежде приходилось в течение 6 месяцев наблюдать за более освещенной поверхностью планеты, чем обычно. Тогда работа в подобном режиме позволила обнаружить солевые отложения, образовавшиеся, очевидно, в результат испарения больших количеств воды в прошлом.

Кроме того, "Одиссей" в последние несколько недель уже начал новый маневр, который позволит ему изучать не только поверхность планеты, находящуюся в данный момент непосредственно под аппаратом, но и области, прилегающие к полюсам планеты.

"Марс-Одиссей" также продолжает исправно выполнять функции радиопередатчика для двух марсоходов - "Спирит" и "Оппортьюнити", бороздящих поверхность планеты уже более пяти лет.

Специалисты НАСА уверены, что "Марс-Одиссей" так же пригодится и для подготовки высадки нового марсохода НАСА - "Кьюриосити", миссия которого запланирована на 2012 год.