slide

Зонд STEREO увидел на "затылке" Солнца признаки "правильных пятен"

МОСКВА, 7 мая - РИА Новости. Зонд НАСА STEREO-B зафиксировал на обратной стороне Солнца мощные вспышки, они могут быть признаком появления на светиле первых "правильных" пятен нового солнечного цикла, начала которого уже около года не могут дождаться астрофизики.

Два автоматических зонда НАСА - "близнецы" STEREO были созданы для наблюдений за Солнцем и были запущены в октябре 2006 года. Они должны занять место на земной орбите с двух противоположных сторон от Солнца, чтобы помочь ученым видеть трехмерную картину солнечной активности.

Один из "близнецов" STEREO-B обнаружил 5 мая мощный выброс плазмы, невидимый с Земли. На фотографиях в ультрафиолетовом диапазоне видно яркое пятно на восточном краю Солнца. Были также зафиксирован всплеск в радио-диапазоне, связанный с ударной волной от выброса.

"Это мощнейшее событие, подобных которому мы не видели год или около того. Означает ли это, что период минимума солнечной активности закончился или нет? Трудно сказать. Может быть и так", - говорит исследователь из отделения гелиофизики Центра НАСА имени Годдарда Майкл Кэйсер (Michael Kaiser), слова которого цитируются на сайте журнала Wired.

Одиннадцатилетний цикл солнечной активности, который внешне проявляется изменением числа солнечных пятен, частоты вспышек, протуберанцев, связан с циклическими изменениями магнитного поля в солнечных недрах. При переходе от одного цикла к другому меняется полярность магнитных полей, благодаря чему ученые могут понять, к какому циклу относится то или иное явление.

В настоящее время Солнце переживает затянувшийся период минимума активности, который еще около года назад должен был смениться периодом подъема, однако бесспорных признаков этого пока обнаружить не удается.

Кэйсер уверен, что эти пятна относятся уже к новому циклу - они находятся на широте около 30 градусов, относительно близко к полюсам, что типично для пятен нового цикла.

Когда Солнце повернется "лицом"

Данные, полученные со STEREO, не могут однозначно свидетельствовать о том, что в этой области Солнца действительно появилось пятно, нужно подождать, пока эта зона из-за вращения Солнца станет видимой с Земли, сказал РИА Новости ведущий научный сотрудник Физического института имени Лебедева РАН (ФИАН), один из участников проекта солнечной обсерватории ТЕСИС, доктор наук Сергей Богачев.

"Этот зонд вообще не видит солнечные пятна. Пятна видны в видимом диапазоне света, STEREO не имеет приборов, которые "видят" в видимом диапазоне. Это обычный рентгеновский телескоп, он видит не пятно на Солнце, они видят уярчение в короне, которое позволяет им полагать, что под ним находится какое-то пятно. Отсюда конечно не следует, что оно там находится", - сказал ученый.

По его словам, через три-четыре дня, когда это место выйдет в зону видимости, можно будет сказать что-то более определенное - наземные обсерватории по оптическим наблюдениям смогут подтвердить или опровергнуть действительно ли это солнечное пятно.

Он добавил, что в последний раз пятна на Солнце наблюдались 27 февраля, и не совсем ясно, что имеют в виду ученые НАСА, когда говорят о первом "правильном" пятне.

"Надо понимать, что пятно - это следствие, причиной являются сильные магнитные поля. Если поле довольно долго живет, оно начинает подавлять конвекцию, начинает плавно охлаждаться, создается темное пятно. То есть даже если они видят горячую область в короне, это еще не означает, что какое-то пятно на солнце сформировалось", - добавил ученый.