В эксперименте на коллайдере Тэватрон обнаружена необычная частица - РИА Новости, 18.03.2009

В эксперименте на коллайдере Тэватрон обнаружена необычная частица

МОСКВА, 18 мар - РИА Новости. Американские физики, работающие в Лаборатории имени Ферми, объявили об обнаружении свидетельств существования необычной частицы, появление которой не предсказывала теория и чьи необычные характеристики могут указывать на новый способ "упаковки" кварков в элементарных частицах.

Физики, работающие в эксперименте CDF на крупнейшем в мире действующем коллайдере Тэватрон, дали новой частице обозначение Y(4140), что отражает ее измеренную массу - 4 тысяч 140 мегаэлектронвольт.

Большинство элементарных частиц, за исключением электронов, фотонов и некоторых других, "построены" из кварков, их называют адроны. Разные сочетания и число кварков определяют свойства частицы. В частности, мезоны состоят из пар кварк-антикварк, а другой класс частиц, барионы (куда входят, например, протоны и нейтроны) построены из трех кварков.

В настоящее время хорошо известно, из каких кварков построены все элементарные частицы, однако пока неясно, из каких именно составлена Y(4140).

Участники эксперимента CDF обнаружили появление этой частицы при распаде B-мезона, частицы, содержащей b-кварк, который также называют "прелестным". Отсеивая данные, полученные детектором Тэватрона после гигантского количества столкновений протонов и антипротонов, физики обнаружили небольшое число случаев необычного распада B-мезона. Дальнейший анализ показал, что мезон рождал ранее неизвестную частицу - Y(4140) и К-мезон.

На следующей стадии Y(4140) распадался на две другие частицы - J/psi-мезон и фи-мезон, первая из которых состоит из "очарованного" кварка и его антикварка, а вторая - из "странного" кварка и его антикварка. Это заставило физиков предположить, что новая частица содержит "очарованный" кварк и его антикварк. Однако характеристики распада Y(4140) не соответствуют ожидаемым при таком строении.

Другие возможные интерпретации говорят о том, что это может быть гибридная частица, которая также содержит глюоны (частицы, "склеивающие" кварки) или даже четыре кварка.

Частица Y(4140) - новый член семейства частиц с необычными свойствами, открытых в последние несколько лет в экспериментах на Тэватроне, а также в ряде других лабораторий. В частности, ранее была открыта частица, получившая обозначение Y(3940).