Животные смогли выжить в условиях открытого космоса - ученые

Условия открытого космоса не пригодны для большинства живых существ на Земле: там слишком холодно (температура близка к абсолютному нулю), глубокий вакуум, а также высокий уровень радиации, близкий к смертельному. Ранее было известно, что в такой ситуации могут сохранять жизнеспособность в течение некоторого времени ряд микроорганизмов, грибов и лишайников.

МОСКВА, 9 сен - РИА Новости. Впервые установлено, что животные могут выжить в открытом космосе: отправленные на орбиту на борту российского спутника "Фотон-М3" тихоходки - микроскопические беспозвоночные, дальние родственники раков - смогли выжить в безвоздушном пространстве и даже оставить потомство, говорится в статье, опубликованной шведскими биологами в журнале Current Biology.

Впервые установлено, что выживать в космосе могут и животные.

Тихоходки (Tardigrada) - беспозвоночные животные размером 0,1 - 1,5 миллиметра, близкие к членистоногим. На Земле эти животные обитают на поверхности мхов и лишайников, которые часто высыхают, поэтому тихоходки могут впадать в анабиоз, а в благоприятных условиях снова возвращаться к жизни.

В рамках эксперимента, проводимого Европейским космическим агентством, высохшие тихоходки в состоянии анабиоза были отправлены в космос на борту российского спутника "Фотон-М3" в 2007 году. На высоте 270 километров над Землей их подвергли действию открытого космоса, после чего возвратили на Землю. К удивлению ученых, большинство тихоходок не только выжили в этих условиях, но и смогли дать потомство после космического путешествия.

Самым удивительным, по мнению исследователей, оказалась устойчивость тихоходок к жесткому ультрафиолетовому излучению, уровень которого в тысячу раз больше, чем на поверхности Земли, что смертельно для большинства организмов. Как полагают участники эксперимента, приспособления на клеточном уровне, позволяющие тихоходкам выживать при высыхании, могут защищать их и от воздействия вредных излучений.

В настоящее время известно более 900 видов тихоходок. Из-за микроскопических размеров и способности переносить неблагоприятные условия они распространены от Гималаев (до 6000 метров над уровнем моря) до морских глубин (ниже 4000 метров). Тихоходок также находили в горячих источниках, подо льдом и на дне океана.